Бегом к доске!

Как наш внештатный корреспондент попробовал и полюбил преподавать

«А можно выйти?» — именно эта фраза чуть было у меня не вырвалась, словно перепуганный воробей, когда на всю школу раздался громкий звонок, возвещающий начало урока. Но я вовремя спохватился и «упаковал» волю в кулак: «Открываем тетрадки!». Вот так и начался для меня первый в жизни урок русского языка, который я провёл в качестве учителя.

Ну и кто из нас учитель?

Выйти поначалу хотелось и впрямь, так пугала студента-третьекурсника ответственность. Ведь потом именно я буду крайним, если пятиклассники средней общеобразовательной школы № 40 города Уяра научатся неправильно определять род имён существительных или же начнут пожимать плечиками на простой вопрос: «А какого рода слово «неряха»?». Оказалось, что зря волновался — тему школьники освоили отлично!

Попробовать себя в роли учителя русского языка мне вздумалось не просто так. На то были причины.

>> Учусь я на филолога в ИФиЯК. B школе работать не планирую, но кто знает, быть может, совсем скоро жизнь повернётся к лесу передом — и тогда мне придётся осваивать разные специальности... Так что педагогический опыт явно не будет лишним.

>> В прошлом семестре у нас была дисциплина «Лингводидактика и русское письмо», преподавала её Алевтина Николаевна СПЕРАНСКАЯ, к.ф.н., доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации. Изучали мы на лингводидактике многое, в частности — методики преподавания. Некоторые студенты даже планы школьных уроков сами разрабатывали! И я в их числе. Остальные же писали научные тексты (их можно прочитать в этом же номере).

«А чего готовому уроку пропадать?» — подумал я после защиты и тут же позвонил в родную школу. Вот так и появилась идея провести разработанный лично урок. Эксперимент разрешили — на один день место у доски мне уступила преподаватель русского языка и литературы Татьяна Васильевна МИКИНА.

Опять они на «камчатке»

Когда я зашёл в класс, все дети тут же встали — не столько из приличия, сколько от удивления! Татьяна Васильевна представила меня, протянула кусочек мела.

— Все существительные русского языка в единственном числе можно отнести к одному из следующих родов: мужскому, женскому, среднему, общему, — приступил я к посеву разумного, доброго, вечного.

— Скажите, а у слова «род» какой род? — вызвал меня на интеллектуальный блиц пятиклашка с последней парты.

А ты как думаешь? — хотел было поинтересоваться я, но успел произнести только те слова, которые курсивом выделены.

— А я мужской! — не задумываясь, выдал школьник. И это было лишь самое начало моей проверки на прочность.

Вообще вернуться спустя годы в родную школу — праздник для каждого. Но, знаете, в этот раз как-то обошлось без россыпи конфетти и ностальгических разговоров с преподавателями. Хватило и сорока минут с пятиклассниками! А ведь ещё недавно я так же сидел за партой, рисовал в контурных картах и мечтал о переменах. С поступлением в университет они наступили. И трель школьного звонка больше не в силах эти перемены остановить…

Расскажи всем — мы все посмеёмся!

— Представляете, а женский род даже праздники отмечает — 8 марта, например, — продолжил череду познавательных минуток другой смельчак.

Если поначалу пятиклашки ещё пытались «задеть» молодого и неопытного, то дальше — меньше. Слушали они с интересом; выбранная тема была для них, как фисташки для белки. Ведь любой дошколёнок без труда может определить род у большинства существительных, обозначающих людей.

Вы бы видели, как детишки соревновались между собой в выполнении заданий на скорость! Я даже ещё слово до конца не успевал произнести, а они уже его род кричали. Сомнения и небольшую паузу только «какаду» вызвал. Но уже секунд через десять посыпались варианты!

Больше всего заинтересовали ребят слова общего рода. «Такие существительные характеризуют человека и оканчиваются, в основном, на –а, –я», — услышав это, пятиклассники, казалось, испытали культурный шок. Но скоро с открытым ртом стоял уже я. «Работяга», «стиляга», «соня» — дети просто закидывали меня вариантами. А один мальчик робко произнёс «Маша». На весь класс раздался дружный хохот: дети подумали, что одноклассник ошибся — произнёс первое пришедшее на ум женское имя (по аналогии с Соней).

— А что это вы смеётесь? Меня мама всегда так называет — Маша-растеряша.

Вот тут улыбнулись уже мы с Татьяной Васильевной.

Звонок — для учителя!

Просто подготовить урок и защитить его — одно дело. А подготовить и реально провести — совершенно другое. Теперь буду с ещё большим пониманием относиться к преподавателям: им нелегко приходится. Хотя детская искренность и непосредственность способны компенсировать многое!

…«А ведь я домашнюю работу не задал!» — вспомнил уже в автобусе. И тут в салон забежал тот мальчишка, которого мама ласково называет «Маша-растеряша»…

Константин СТАРОСТИН

Похожие материалы