Повторим?

Белый микроавтобус уже ждёт нас на парковке возле Библиотеки СФУ. Впереди — 10 часов пути и шахтёрский город Ленинск-Кузнецкий, где молодые учёные СФУ второй год подряд участвуют в Фестивале науки.

Университетская делегация состоит из 16 человек. Студенты Павел ПАНКИН (ИИФиРЭ) и Лев КАМИНСКИЙ (ИКИТ), известные по «10 урокам физики и химии», показанным на центральных телеканалах России, всю дорогу оберегают на опасных поворотах внушительную ёмкость с жидким азотом. Ребята — волшебники от науки. Они знают всё о несгорающих в пламени денежных купюрах, о крошечных прозрачных шариках, визуально «растворяющихся» в воде. Они едут разбивать схваченные «ледяным» газом розы и сердца зрителей — не все успеют записать на видео, поймать щелчками фотокамеры их головокружительные опыты, но все будут аплодировать, провожая зачарованными взглядами тонкую серебристую ленточку, вспархивающую в воздух будто по велению волшебной палочки под дружное «заклинание» «Wingardium Leviosa!». Но это будет потом…

Сейчас — главная идея и, как выясняется, общая мечта — сделать полезным и незабываемым праздник науки для школьников 8-11 классов. Мы обсуждаем предстоящее событие прямо в автобусе, перекрикивая дорожный шум. Кузбасс — это угольный край, а значит, будут три лекции, посвящённые проблемам происхождения, использования, разработки этого уникального природного топлива. Аспирант ИГДГиГ Дмитрий ИВАНОВ шуршит распечатками — в его кабинете школьники будут разгадывать специальные «горняцкие» головоломки, выискивая в потоке букв как можно больше терминов, связанных с добычей полезных ископаемых. Доцент кафедры обработки металлов давлением ИЦМиМ Эдвард РУДНИЦКИЙ обещает устроить командные игры-соревнования на угольную тематику. Кандидат биологических наук, учёный секретарь Института биофизики СО РАН и известный в Красноярске блогер Егор ЗАДЕРЕЕВ отвечает за экологический блок праздника — его мастер-класс посвящён особенностям «слоёных» озёр и озёрным микроорганизмам. Серьёзность педагогических намерений Егор подчёркивает извлечением из сумки пластиковой бутылки из-под минеральной воды — главное теперь ничего не перепутать и не выпить в пути резвящихся в ёмкости рачков-дафний.

Нам весело и азартно: мы хотим, чтобы школьники почувствовали науку и её влияние «на себе», а в качестве материала исследования идеально подойдёт любимая тинэйджерами разноцветная газировка, ягоды брусники и виноград. Знаете, как меняют щелочной баланс нашего организма изумрудный «Тархун» и символ глобализации «Кока-Кола»? А как можно при помощи шампуня, соли и спирта извлечь ДНК из брусники? И зачем студент ИФБиБТ Олег СУТОРМИН обходит пару местных магазинов, чтобы приобрести десяток куриных яиц с ярко-белой скорлупой? Старшеклассники, пришедшие в лицей №4 города Ленинска-Кузнецкого, получили ответ на все эти вопросы, ассистируя красноярским биофизикам. Теперь они невольно задумаются, покупая газированные напитки «весёлых» оттенков: стойкий ядовито-зелёный цвет приобретает яичная скорлупа от соприкосновения с якобы безобидным «Тархуном»; несложно представить, как эта насыщенная красителем смесь «полезна» для желудка.

Ребят, ради которых мы приехали, много — сто восемьдесят участников из тринадцати школ, лицеев, гимназий. Неожиданно разновозрастные: среди рослых старшеклассников выделяются несколько учеников шестого класса. Входят в кабинеты небольшими группами, шепчутся: «Про уголь, конечно, интересно… но лучше бы побольше экспериментов». Трудно не согласиться, потому что даже учителя-сопровождающие замирают от неожиданности, увидев разложенные на партах реактивы. Студентка ИФБиБТ Елизавета БАЙГИНА методично вскрывает извлечённый из упаковки… детский памперс. Она точно знает, по каким физическим и химическим законам «работают» новинки прогресса. «А ещё мы с вами получим много пены из ничего и сделаем небольшой взрыв», — обещает Лиза обыденным «учёным» тоном, а ребята быстрее пересаживаются с дальних парт, чтобы быть как можно ближе к эпицентру интересного.

В соседнем кабинете тоже говорят о взрывах, правда, небезобидных. Аспирант ИФБиБТ Надежда РИМАЦКАЯ знакомит десятиклассников с явлением радиации — естественной и «рукотворной», использующейся в медицине и АЭС.

Анна КУЗЬМИНА, аспирант-биотехнолог, ведёт школьников «в гости» к биополимерам. «Мы сейчас совершили героический поступок — создали тысячи частиц, содержащих противоопухолевый препарат», — говорит Анна, наблюдая за работой гомогенизатора, создающего беловатую эмульсию в режиме реального времени. Ребята в первом ряду что-то записывают в блокноты. Учителя отмечают — такое оборудование и такие технологии для них в новинку. В этом прелесть происходящего: новые знания в полуигровой, интерактивной форме схватывают школьники, но делают заметки «на будущее» и учителя — они тоже учатся, меняют свои методы. «Думала, шесть часов подряд рассказывать одно и то же — нереально, — делится выпускница СФУ, специалист по деловым играм Елизавета ГУПАЛОВА. — А в результате каждая группа оказалась особенной, с заданием справлялись индивидуально. Самыми интересными оказались младшие ребята. Вот у кого гибкое, творческое мышление!».

Праздник заканчивается награждением 20 победителей —тех, кто проявил наибольшую активность и продемонстрировал выдающуюся эрудицию на мастер-классах. Девушки и парни получают мантии, шапочки-конфедератки, электронные девайсы и красочные коробки с «Монополией». Некоторые, поглядывая на красноярскую команду, сожалеют: «футболки не подарили» — очень уж ярко, апельсиново-сочно смотрится одежда в фирменном стиле СФУ. Зато оранжевым настроением мы одарили ребят с лихвой. Потому что, как подытожили уставшие, но довольные учёные СФУ, покидая Кемеровскую область и ставший знакомым город Ленинск-Кузнецкий, — чужих детей не бывает. Каждый, кто зажёгся интересом, почувствовал вкус к науке в импровизированном научно-практическом квесте, — наша маленькая победа и, как бы это громко ни звучало, наше будущее. То самое будущее, которое стÓит долгих переездов, гостиничных вечеров и напряжённых обсуждений: что нового показать, чем удивить…

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы