Летний тур по чешским медиа

Проведение каникул по формуле «отдых + учёба» сегодня не является чем-то оригинальным. Но у школы журналистики в Праге есть одно существенное отличие: экскурсии в редакции чешских медиа. А беседы с иностранными коллегами лучше академических лекций позволяют найти ответ на вопросы о том, какое участие приняли иностранные радиостанции в развале СССР, в чём польза для общества от общественного телевидения, как экономическая пресса помогает развиваться бизнесу. Минувшим летом мы вместе с тремя студентками отделения журналистики на собственном опыте изучали данный формат получения знаний.

Летняя и зимняя школы журналистики в Праге — проект организации Prague Independent Media Trainers Assosiation, которая работает не только со студентами, но и с журналистами из стран СНГ. По словам одного из руководителей PITMA Мурата ТЕМИРОВА, поначалу он даже не думал, что их некоммерческий проект будет длиться так долго: вместо одной плановой школы было организовано девять. Не сразу стало понятно и в каких пропорциях сочетать учёбу и отдых: какие-то смены были перегружены занятиями, а какие-то — экскурсиями по городам Чехии и соседних стран. В итоге получился проект, который, конечно, является более дорогим, чем простая путёвка в Прагу. Но именно он предлагает студентам то, чего нет ни в одном турбюро: знакомство с опытом работы зарубежных медиа, контакты с иностранными коллегами, возможность организации дальнейших стажировок за границей. Причём некоторые медиа, например, радио «Свобода», иногда предлагают даже стипендии, покрывающие расходы на поездку и проживание.

Руководитель летней школы М. Темиров, редактор газеты и слушатель курсов

Руководитель летней школы М. Темиров, редактор газеты и слушатель курсов

«Свобода» у крематория

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать — эта известная поговорка точнее всего описывает моё впечатление от экскурсии на легендарное радио «Свобода» (ныне — «Свободная Европа», она же — радио «Liberty»), ибо словами нельзя описать тот контраст между проповедуемой здесь идеей всеобщей демократизации, гласности и степенью закрытости радиостанции от окружающего мира, которую мы нигде больше в чешских СМИ не встречали.

Здание радио «Свобода»

Здание радио «Свобода»

Лёгкая паранойя проамериканского радио (как и «Голос Америки», радио «Свобода» существует на средства Госдепартамента США и напрямую ему подчиняется) начинается прямо на пропускном пункте. Кураторы не просто так настоятельно просили идти на экскурсию с паспортом, который у нас не требовали ни в одной из редакций. За паспортным контролём следовали проверка сумок, проход через круглую кабину металлодетектора и вопрос о том, есть ли у нас оружие и газовые баллончики. Причём он не предполагает шутливого ответа: по инструкции охрана обязана открыть огонь на поражение по тем, кто ответит «да». По словам Мумы БУДИЩЕВОЙ, замдиректора Летней школы журналистики, когда-то действительно в одной из редакций радиостанции устроили теракт, пострадали двое сотрудников. С тех пор радио «Свобода» чем-то напоминает американскую военную базу или даже тюрьму (такая ассоциация возникла у одной из наших студенток). Неудивительно.

Ньюсрум

Ньюсрум

Современное здание радиостанции, куда «Свобода» переехала несколько лет назад, в стиле хайтек — сплошные блестящие поверхности из стекла и стали. Массивные двери чем-то смахивают на тюремные. В подвале здания расположен бункер, откуда тоже можно осуществлять радиовещание, а в лифтах нет кнопок: они расположены снаружи, но задать нужный этаж может лишь сотрудник, приложив к считывающей панели свою карту-удостоверение. Впрочем, рассказывают, что старое здание станции (бывший парламент Чехословакии, который Вацлав ГАВЕЛ предоставил «Свободе» в аренду за одну крону в год в 1991, и куда «Свобода» переехала из Мюнхена) намного больше напоминало бункер или каземат. Теперь в организованном по принципу открытого пространства ньюсруме каждый работник прекрасно виден другим. Этакое открытое общество внутри закрытой для посторонних зоне.

Однако фотографировать кого-то из журналистов строжайше запрещено. По словам специалиста отдела коммуникаций радио «Свобода» Ларисы БАЛАНОВСКОЙ, это не просто формальность. Радиостанция вещает на разных языках. И сотрудники афганской и иранской редакций — люди сложной судьбы. Они работают в эфире только под псевдонимами и, тем не менее, периодически получают звонки и письма с угрозами. У кого-то на родине осталась семья. Поэтому одна случайная фотография, опубликованная в Интернете, может стоить человеческой жизни. Это здесь понимают. Как позже на лекции по журналистике расследований сказала директор киргизской службы радио «Свобода» Венера ДЖУМАТАЕВА, хотя она сама за объективное освещение событий, правду и гласность, всё же нет ни одной темы, за которую безоговорочно можно заплатить человеческой жизнью.

А вот времена Холодной войны на радиостанции вспоминают с ностальгией: были сверхзадача, накал страстей, особый статус журналистов, внимание аудитории. Сейчас станция, которую в начале девяностых вообще хотели закрыть, ибо её миссия была выполнена, существует в состоянии неопределённости. Благодаря просьбе президентов России Бориса ЕЛЬЦИНА и Чехии Вацлава ГАВЕЛА Госдепартамент США оставил «Свободу» как важный пример демократического СМИ, но сегодня видно, что американцы начали считать деньги. Лишь в некоторых странах СНГ местные бюро станции продолжают вещать на коротких и длинных волнах. В России услышать «Свободу» можно только через сайт в Интернете, а число работающих корреспондентов сократили.

В какой-то мере символично даже современное расположение радиостанции: из здания в центре Праги рядом со знаменитой Вацлавской площадью, на которую в 1968 году вошли советские танки, «Свобода» переехала в более удалённый район. Она теперь соседствует с крематорием, кладбищем и домом престарелых. В современном радиоэфире, где слушателю доступны разные точки зрения (на русском языке сегодня вещают более 70 иностранных радиостанций), «Свобода» уже не то практически единственное альтернативное медиа, которым была когда-то для жителей СССР. Да и не получится привлекать современного слушателя теми недорогими с точки зрения производства передачами, которые были очень популярны в былые времена. Тогда здесь часами могли читать романы ДОВЛАТОВА и иные запрещенные у нас произведения. Современный радиослушатель стал более искушенным и требовательным.

О науке... по радио

А вот в редакции русской службы Чешского радио кризис не ощущается, хотя и здесь пришлось сократить журналистов вдвое: вместо восьми человек работают четверо. Редакцией руководит не Госдеп США, а министерство иностранных дел Чехии, и не в последнюю очередь потому, что радио в Чехии общественное, существующее за деньги от продажи лицензий на радиоприёмники. А потому чехи просто не поймут, если за их деньги кто-то будет делать программы для россиян. Впрочем, сами сотрудники службы не чувствуют обособленности от коллектива радио, на котором трудятся 400 человек. Они — его часть.

Отвечая на вопрос, зачем МИД выделяет деньги на русскоязычную службу, её редактор Либор КУКАЛ ответил: главная цель радиостанции — реклама Чешской Республики и привлечение туристов. Кроме того, существуют некоторые темы (вроде вторжения советских войск в Прагу в августе 1968 года), в отношении которых Чехии необходимо заявлять о собственной позиции. Это — часть внешней политики. В остальном же чешская исполнительная власть в редакционную политику не вмешивается, и журналисты могут вместо официоза предлагать слушателям обычные человеческие материалы, что они охотно и делают. Порою их удивляют вопросы российских коллег о том, почему выпуски новостей в Чехии совсем необязательно начинаются с политики. Впрочем, до шведского иновещания чехам ещё далеко: скандинавы спокойно говорят в международном эфире даже о сексе, и эта тема вынесена в отдельную рубрику на официальном сайте.

Не менее интересно и основное радиовещание, ориентированное на чехов. Поскольку чешское радио — общественная организация, рекламы здесь очень мало (по крайней мере не услышишь долгие рассказы о пользе циркониевых браслетов, которые ещё совсем недавно активно пропагандировало государственное российское радио). Структура чем-то напоминает британскую BBC, поскольку слушателям предлагается девять каналов (из которых три — радиостанции крупных административных районов Чехии). Помимо двух информационных каналов существуют музыкальные, в том числе и радио «Классика», которое транслирует не только соответствующую музыку, но и радиопостановки — редкий жанр для российского эфира. Отдельная станция — «Радио Джуниор» — ориентирована на интеллектуальную молодёжь. Здесь разговаривают даже о науке.

Безусловно, рейтинги многих из этих станций низкие, и представители чешского радио это не скрывают. Но чехи согласны платить пару сотен крон в год за лицензию на приёмник, чтобы помимо коммерческих станций были и те, которые не гонятся за прибылью, а обслуживают информационные потребности узких аудиторных групп. Это — часть местного гражданского общества. Вещание осуществляется не только в прямом эфире, но и через сайт rozhlas.cz в Интернете, там же можно увидеть ведущих: во всех студиях установлены видеокамеры.

Первый цифровой телеканал

Чешское общественное телевидение по структуре аналогично радио: также существует несколько каналов, в том числе и спортивный, а также интеллектуальный канал «Двойка» (его мало кто смотрит, но на него всегда активно ссылаются в ситуациях, когда хотят подчеркнуть свою образованность). Основное отличие в том, что в FM диапазоне работает много негосударственных радиостанций, а коммерческих телеканалов в Чехии всего два: «Прима» и «Нова». Но вторым по популярности является «ЧТ 24» — информационный канал, аналогичный нашему «Вести 24».

ЧТ-24

ЧТ-24

Зденек ШАМАЛ, основатель и исполнительный директор канала, на встрече со слушателями школы признался, что порою сам удивляется такой популярности: чехов действительно интересуют новости. Они особенно популярны, когда начинается очередное наводнение, либо экстремальная жара, либо политический кризис. Но управлять станцией непросто, даже несмотря на то, что здесь нет рекламы, а соответственно — задачи увеличивать прибыль. Рекламы, кстати, почти нет и на других общественных телеканалах, а если она и выходит, то все средства, согласно соответствующему закону, идут не на нужды телевидения, а в чешский фонд поддержки и развития кинематографии. Тем не менее, общественный совет, перед которым регулярно отчитывается пан Шамал, редко остаётся довольным. Если рейтинг падает, возникает вопрос, ради чего тратятся деньги налогоплательщиков. Если рейтинг растёт, общественное телевидение критикуют за стремление стать монополистом.

Важная особенность телеканала «ЧТ 24» заключается в том, что он изначально запускался как цифровой. Я сам смотрел его через Интернет ещё в 2006 году и с интересом изучал те сервисы, которые совсем недавно стали предлагать своим зрителям сайты российских каналов. В 2011 году всё чешское телевидение стало цифровым. До этого существовали опасения, что не все граждане смогут позволить себе приставку стоимостью 1-2 тысячи крон. В итоге, по словам пана Шамала, всё закончилось тем, что чешские семьи просто купили новые телевизоры.

Впрочем, мелкие телекомпании после перехода «на цифру» закрылись: заполнять информационными продуктами все 24 часа эфирного времени —дорогое удовольствие. На одном из таких каналов — городском пражском телевидении «Метрополия» пан Шамал какое-то время работал в качестве внешнего консультанта и был вынужден предложить остановить его вещание. Примерно в то же время работники чешских медиа стали стремиться работать на общественном телевидении, которое предлагало пусть и меньшую зарплату, чем коммерческое, но зато привлекало стабильностью. Впрочем, эта зарплата соответствует средней по Чехии, то есть составляет 1-1,5 тысячи евро в месяц.

Иностранное медиагосподство

Признаюсь честно: знакомство с чешскими электронными медиа вызвало у меня некоторую зависть. До общественного радио и ТВ хотя бы по чешской модели нам ещё далеко. И дело не столько в чиновниках и государстве, сколько в общественном самосознании: вряд ли кто-то из россиян захочет платить несколько сотен рублей в год за подобный сервис, считая, что деньги должно давать государство и при этом не оказывать никакого влияния на редакционную политику. А вот ситуация с печатной прессой у нас более благоприятная, чем там.

Член Союза журналистов Чехии Андрей ФАЗИКОШ на своей лекции показал на схеме, каким медиагруппам принадлежат чешские газеты и журналы. Подавляющим большинством владеют иностранные медиаконцерны, из них треть принадлежит немецкой издательской группе «Шпрингер». Казалось бы, что с того? Сами чехи не видят в этом никакой опасности. Но последние президентские выборы показали, как иностранные медиамагнаты могут влиять на национальную политику. Одним из кандидатов был потомок старинного австрийского рода Шварценбергов, которому во времена Австро-Венгерской империи принадлежало немало собственности в самой Чехии. К находящемуся в преклонном возрасте князю никто в Чехии всерьёз не относился: практически на всех встречах и совещаниях он спал (и это было видно на фотографиях). Некоторых забавляла его любовь к просторечным выражениям и шуточкам (князь, а выражается как сапожник!). Не прошла незамеченной и некоторая его скупость: когда миллиардера спросили о том, кто будет финансировать его избирательную кампанию, он ответил, что у него на то денег нет. Тем не менее, пан ШВАРЦЕНБЕРГ был одним из двух кандидатов, которые прошли во второй тур. Причина в том, что ему, всю жизнь прожившему в Австрии и Германии, симпатизировали немецкие собственники чешских СМИ.

Лишь недавно чешские бизнесмены опомнились и стали приобретать медиаактивы. Одна из национальных медиагрупп — Economia, выпускающая экономическую еженедельную газету «Hospodarsky noviny» и экономический журнал «Respect». Мы посетили их редакцию и побеседовали с одним из редакторов газеты.

Редакция «Hospodarsky noviny»

Редакция «Hospodarsky noviny»

Удивили две вещи. Первая — креативная организация внутреннего пространства (здесь ориентировались на офис компании Google). Вторая — практически полное отсутствие дресс-кода: то ли потому, что в Чехии стояла сорокоградусная жара, то ли по иным причинам, но практически все мужчины были в шортах и сандалах, и только руководство, совещавшееся на так называемом «мостике», было в рубашках и брюках.

Во время беседы выяснились и иные особенности. А именно то, что по уровню аналитики российские экономические СМИ намного превосходят чешские. Мало кто из журналистов здесь имеет специальное экономическое образование. И то читатели даже ропщут, если редакция слишком настойчиво пытается предложить анализ экономических событий и процессов. Возможно потому, что основная часть читателей представляет мелкий и средний бизнес, тогда как большинство российских экономических СМИ ориентировано на менеджеров и собственников крупных компаний. В результате наши крупные экономические медиахолдинги (РБК, «Коммерсант») не боятся потерять доходы при переходе изданий в Интернет, поскольку основную часть прибыли получают не за счёт журналистской информации, а за счёт различных специализированных аналитических продуктов и служб. Чешское экономическое издание видит, как постепенно падают доходы от продажи тиража и ещё более стремительно сокращается реклама, но выхода из этой ситуации пока не находит.

* * *

Рассказать обо всём, что увидел, услышал и осознал за время школы, — в одном тексте проблематично. Ведь кроме общения с практиками было общение и с известными теоретиками, которых трудно увидеть у себя в вузе. Один из них — декан факультета журналистики, профессор Воронежского государственного университета Владимир Васильевич ДЕНИСОВ. Как водится на летних школах, это не чтение докладов с высокой трибуны, а семинарская работа в небольшом кругу заинтересованных лиц, где все сидят за одним столом, на котором стоят кофе, сладости и фрукты, и каждый может задать лектору интересующие вопросы.

Плюс Прага, которая очаровывает всех, особенно тех, кто приехал в неё впервые. Плюс Дрезден и уютные чешские города, куда мы выезжали на экскурсии. Но об этом лучше расспрашивать наших студенток. Или приехать и узнать всё самим: проект пражских школ журналистики продолжается.

Кирилл ЗОРИН, заведующий кафедрой журналистики

Похожие материалы