«взятки не давали». но готовы!
Антикоррупционный клуб СФУ провел исследование среди абитуриентов

Вот уже почти полгода Сибирский Федеральный университет вносит свой вклад в борьбу с коррупцией - силами антикоррупционного студенческого клуба.

Сегодня клуб уже твердо стоит на ногах, пополнился почетным членом в лице аспиранта кафедры уголовного права С.Д. Красноуcова, имеет свое «Положение» и множество заманчивых идей, таких как создание собственной страницы на сайте СФУ и встреча с одной из красноярских телекомпаний. А воплощение замыслов началось в период вступительных испытаний с анкетирования абитуриентов ИЕиГН СФУ.

Анкета была довольно проста для понимания абитуриентов. Участие в исследовании приняли 176 человек. Первый вопрос был… Нет, не угадали, не о сумме взятки, которую абитуриент заплатил, чтобы поступить в СФУ (мы хотим верить в чистый имидж вуза)! Наш вопрос звучал следующим образом: «Коррупция для вас – это…». 64,2% опрошенных выбрали вариант «а» – «это зло, с которым обязательно нужно бороться»; 27,2% посчитали коррупцию «нейтральным явлением». И как это ни печально, но нашлись и те, кто назвал ее «позитивным явлением, позволяющим получить высшее образование в «упрощенном порядке» - таковых набралось 8,6%. Таким образом, более трети абитуриентов не рассматривают коррупцию как одну из страшных проблем нашей страны… Будем надеяться, что эти люди не были зачислены в университет, ведь вуз открывает путь во власть, в том числе, - к профессиям, в которых нужно работать с людьми. Исходя из этого, возникает вопрос: насколько эффективно могут управлять специалисты, которые не видят в коррупции проблемы.

Второй вопрос был сформулирован так: «Допускаете ли вы возможность получить положительную оценку при отсутствии знаний путем дачи взятки?». Более половины опрошенных (55,1%) ответили «да, вполне допускаю». Категоричное «нет, для меня это неприемлемо» сказали 40% абитуриентов. И всего лишь 5% ребят признались, что «такой вопрос никогда передо мной не стоял». Как видите, будущие специалисты готовы идти на преступление – а это уже не шутка… Кроме того, выбравшие вариант «а» по сути и являются потенциальными творцами коррупции, ведь, как говорится, был бы спрос…
На вопрос «Давали ли вы взятки?» менее 2% вчерашних школьников ответили «да», 98.3% - «нет». Но если мы соотнесем эти цифры с ответами на предыдущий вопрос, то становится очевидно: готовность давать взятки у большинства есть, вот только повода не было…

Следующий вопрос непосредственно касался отношения абитуриентов к новой системе отбора на места в университете: «Считаете ли вы, что введение ЕГЭ снизит уровень коррупции в вузах?». Варианты ответов были такие – «да, существенно»; «лишь незначительно»; «нет, изменится лишь получатель взяток»; «подобное нововведение лишь усугубит положение». Абитуриенты ответили: «а» - 0%; «b» - 26.1%; «c» - 27.8%; «d» - 46%. Таким образом, половина опрошенных отрицательно относятся к введению ЕГЭ, более четверти выбрали вариант «с» (и по мнению некоторых экспертов – это наиболее близко к истине)… Примечательно, что ни один из опрошенных не верит в ЕГЭ как в инструмент снижения уровня коррупции или борьбы с ней...

Последний вопрос был поставлен в открытой форме: «Нужно ли, по-вашему, создавать в вузах организации, занимающиеся антикоррупционной деятельностью/наделить этой функцией существующие структуры? Ваши предложения?». Были получены следующие ответы – утвердительное «да», «нужно» звучало в 62.5% анкет, такие ответы как «нет», «не стОит» в 15.3%, и 22.1% поставили прочерк либо оставили пустое место. Предложения были такого плана: «создать надзорный студенческий орган», «увеличить зарплату преподавателям», «ужесточить надзор»…

В сфере борьбы с коррупцией существует множество государственных структур, которые осуществляют функцию ликвидации последней стадии развития коррупции – человек-взятка-человек. Представляется, что только «гонка за ведьмами», т.е. мздоимцами, делу не поможет – здесь нужен какой-то иной механизм искоренения из нашей жизни такого явления как коррупция. Особенно в этом смысле актуально это для сферы образования, не только высшего, но и школьного (касаясь проблемы ЕГЭ, медалей и т.п.). Образование уязвимо по отношению к коррупции, и дело тут не в алчности преподавателей, скорее - в желании некоторых студентов получить диплом в «упрощенном порядке». Может быть, мы где-то сделали неправильные выводы – решать, конечно, вам, но помните - «коррупция убивает специалистов!».

Юрий КОВАЛЬ, председатель АК