Учили и стали любимыми

В ИКИТ провели анкетирование, в котором был и вопрос, кто же стал за годы учёбы любимым преподавателем. Ответов было очень много, но среди других лидировали математики Александр ПОСТНИКОВ, доцент кафедры вычислительной техники, и Ирина КОСМИДИС, доцент кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности.

Например, Дарья ЗЛОБИНА, студентка ИКИТ, пишет о них: «Есть два преподавателя, которые знают и могут объяснить свой предмет, не зачитывая несвязную непонятную информацию с презентаций неизвестного происхождения. Они добиваются понимания, истинного понимания, например, во время лабораторных работ, путём наводящих вопросов. На лекциях — ничего лишнего».

Рассказать об этих людях всем мы посчитали своим долгом.

Ирина Фёдоровна Космидис окончила факультет математики КГУ в 1976 году. Сразу после вуза пришла работать в Политехнический институт старшей лаборанткой. Теперь её преподавательский стаж составляет 37 лет. Если бы не объединение институтов в СФУ, Ирина Фёдоровна так бы и имела только одну запись в трудовой книжке.

Как отмечает сама преподаватель, её главный подход в обучении — это справедливость, уважение и доверие.

— Мои студенты знают, над чем мы работаем, — говорит Ирина Фёдоровна. — Мы всегда находимся в процессе: закрываем модуль, сдаём типовой расчёт и так далее. Я могу сурово поднажать, но студенты всегда знают, что это делается справедливо. А могу и легко поболтать с ними. Моя дочь — студентка, и я очень хорошо понимаю и чувствую этот возраст. Могу ответить на любые их вопросы, будь то профессиональные, учебные или личные. Студенты, в свою очередь, учат не развешивать шаблоны; например, возникло первое впечатление о студенте, не очень хорошее, но оно может измениться. Занимаясь математикой, человек приобретает особый подход к жизни, но предмет даётся не всем, и это значит только то, что в человеке есть другой талант.

Блиц
Любимый фильм — «Реальная любовь» (Великобритания)
Любимая книга — «Невыносимая лёгкость бытия» Милана Кундеры
Любимое музыкальное произведение — музыка в исполнении итальянского саксофониста Фаусто Папетти
Самое яркое студенческое воспоминание — поездка в Анапу после третьего курса для подработки на винзаводе. Чудесное время у моря: весёлое, беззаботное и в то же время трудовое.

Было время, преподаватель очень дружила со своими студентами. В начале 90-х годов в Политехническом институте открылся экономический факультет, где она читала лекции. То были самые дружные студенты! Они приходили к Ирине Фёдоровне в гости, вели беседы, занимались математикой, а сами иногда восхищённо обсуждали её наряды (о чём рассказали ей уже спустя годы). Когда они выпускались, внезапно принесли ящик шампанского и море цветов, устроив на кафедре праздник.

Из недавнего прошлого вспоминает студентку, которая очень хотела отличную оценку по теории вероятности, но предпосылок к её получению не было. Ирина Фёдоровна пошла навстречу, но не просто так. Они вместе разбили материал на части, и девушка ходила на пересдачу несметное количество раз, пока всё же не выучила предмет на зубок.

Серьёзным, «рабочим» было и студенчество самой Ирины Фёдоровны.

— Я поступила в университет в 16 лет, — вспоминает она. — Было очень страшно, непонятно, серьёзные профессора из Новосибирска приезжали… Трудно всё давалось. Со студенчества остались одна близкая подруга и две приятельницы, с которыми мы вместе работаем на кафедре. Да, так получилось, что с одного потока трое стали преподавателями одной кафедры.

У Ирины Фёдоровны дружная и большая семья. Родители мужа и её мама — ровесники, всем по 80 лет, при этом они сохраняют бодрость духа. Каждую неделю семья собирается вместе в загородном доме, где живёт не только бабушка, но и всеми любимые кошки. Кроме того, большая семья любит ходить на концерты, выставки и путешествовать.

— В прошлом году мы побывали на Канарских островах, — вспоминает Ирина Фёдоровна. — В Красноярске стоял морозный декабрь, а у нас были солнечные каникулы. Очень понравилось там, даже возникла мысль, не переехать ли жить туда. Может, со временем, осуществим.

Планов ещё много, в том числе продолжать работать как минимум до 40-летия своей трудовой деятельности. Так что ещё многие студенты узнают и полюбят этого замечательного преподавателя.

Александр Иванович Постников, доцент кафедры вычислительной техники. В 1983 году окончил радиотехнический факультет Политехнического института.

Увлёкся радиолюбительством ещё в школе. На третьем курсе института пришёл работать на кафедру вычислительной техники, сначала на четверть ставки лаборанта. После защиты диплома был направлен на годичную стажировку в Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина). С первого раза поступить туда в аспирантуру не удалось, но через год попробовал снова, и всё получилось.

В 1989 году вернулся на родную кафедру, работал на должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора, был заместителем декана на вечернем факультете КГТУ.

Со студентами сложились доброжелательные отношения.

— Мы, в какой-то мере, коллеги, все мы учимся, — говорит Александр Иванович, —только они на втором курсе, а я, наверное, уже на 32-м (смеётся). Курс читаю давно, всё проговариваю и объясняю. На первых же занятиях обращаю внимание студентов, что если они что-то не поняли, то всегда могут подойти ко мне с вопросом. Как правило, их недопонимания объясняются за пару минут. Если вопрос сложный — назначим время и всё проговорим ещё раз.

Ещё одну речь я произношу по поводу отношения студентов к высшему образованию. В отличие от среднего оно не является обязательным, и никто не заставляет студентов учиться в университете. Это их выбор. Хочешь учиться — учись, не хочешь — до свиданья. Преподаватель выдаёт задания, и, в принципе, сдать их можно и завтра, и через месяц, и к концу семестра. Но если студент всё откладывает до последнего, то может банально не хватить времени — как студенту, так и преподавателю, которому всё принесённое нужно проверить, побеседовать. Поэтому нужно делать всё вовремя — и проблем не будет!

Случаются и курьёзные случаи, как же без них. На защите лабораторных работ Постников всегда задаёт вопросы. Один из них звучал, казалось бы, очень просто: «Каков объём написанной вами микропрограммы?». Студентка долго думала, потом ответила — 45! «Чего 45? Ящиков, килограммов, литров…?» Опять задумчивое молчание: «Бит». И ещё после некоторого молчания — «В кубе». На недоумённый вопрос: «А почему в кубе?», последовал ответ: «Ну, это же объём!»...

Часто отношения со студентами строятся как взаимовыгодные, например, при написании дипломных проектов. Ребята просят подсказать тему, а преподаватель предлагает разработать оригинальное программное обеспечение для выполнения лабораторных работ. Большинство таких программ, использующихся при обучении дисциплины «Прикладная теория цифровых автоматов», много лет читаемой Постниковым, как раз и написано студентами-дипломниками. Таким образом, и студент защитил диплом, и результаты его работы используются при
обучении последующих поколений. А уровень и качество обучения при этом растут.

Три года назад Александр Иванович был на стажировке в Португалии, имел возможность познакомиться с западным процессом обучения и вынес твёрдое убеждение, что наше обучение ничуть не хуже европейского. Единственное, было бы неплохо перенять у них практику, когда приглашённые профессора читают лекции на языке той страны, где находятся.

С преподавателями общалась
Анастасия АНДРОНОВА

Похожие материалы