в поисках утраченного смысла
Автор рубрики_Зинаида ПАЛИЕВА


Как и было обещано в предыдущей публикации (см. «УЖ» №2,13.09.07), мы с вами, уважаемые читатели, продолжаем обсуждать проблему «информационного шума» - наваждения наступившего тысячелетия, обрушившегося на наши головы в век высоких технологий.

Едва утолив информационный голод, люди затосковали по …тишине и покою. В продолжение известной народной мудрости – «…молчание – золото» - появились остроты типа: «Радио – волшебное изобретение: одно нажатие кнопки – и тишина».

Известный драматург Виктор Розов, размышляя над феноменом «ускорения социального времени», горько заметил: «Мы разучились жить подробно» и убедительно объяснил, что в русской ментальности заложено не стремление к роскоши, ради которой надо «дымиться от усталости», а стремление к достатку, позволяющему «посидеть с удочкой на берегу…».

…Читаю интервью Игоря Астапова, пресс-секретаря губернатора А.Г. Хлопонина (и выпускника нашего университета!), «Красноярскому комсомольцу» и нахожу аналогичные откровения. Динамичная жизнь, предельно спрессованное время вызывают острую потребность в уединении, изоляции (хотя бы временной) от всего и всех. Все более распространенной становится идея дауншифтинга - отказа от карьерных высот, огромных зарплат в пользу работы менее престижной, но дающей больше свободного времени, которое можно потратить на себя лично. «А русский дауншифтинг – это к тетке, в глушь, в Саратов. Или на юг Красноярского края».

Ну, и совсем уж оригинальный способ «остановиться, оглянуться» придумали психотерапевты (не берусь судить о их квалификации и лицензировании деятельности), в руках у которых побывал тоже наш выпускник, журналист
Д. Юсьма. Данила подробно рассказал в том же «Красноярском комсомольце» (№35, 29 августа 2007), как переосмысливал он смысл своего существования, лежа в собственноручно вырытой могиле, в полной тишине и темноте и как счастливо выбрался на свет божий.

Что ж, человек – существо прежде всего противоречивое. Сначала что-то изобретает и радуется, потом становится жертвой собственной активности и впадает в отчаяние. Ищет выход –
и, как правило, находит его. Как в средневековье не было таких «поясов верности», надеваемых ревнивыми мужьями на жен, к которым находчивые любовники не придумали бы отмычек, так и в наше время лавинообразно нарастающий информационный поток встречает на своем пути сопротивление. Молодежь во всем мире сначала отвернулась от газет, потом от телевидения и ушла в Интернет. Дурным тоном становится не иметь своего ЖЖ – живого журнала – территории виртуального общения.

Интересное наблюдение есть у Ю.М. Лотмана. Если по обычным представлениям часть информации постепенно теряется в каналах передачи, то в искусстве – наоборот, благодаря внетекстовым связям, она наращивается. Лотман пишет: «Гамлет» содержит для нас бОльшую информацию, чем для современников Шекспира: он соотносится со всем последующим культурным и историческим опытом человечества». И далее: «…отбитые руки Венеры Милосской для автора – шум, гасящий информацию, для нас – источник новой информации».

Что будет дальше? Поживем – увидим. Плюсы и минусы «глобальной деревни», как называют Интернет, еще далеко не ясны и не проверены жизнью. Станем ли мы более свободны, независимы от навязанных СМИ представлений
о мире? И не утратим ли необходимую информированность и компетентность? Вот уже поговаривают о необязательности такого источника знаний и культуры, как художественная литература… Серьезный кризис переживают театр
и кинематограф. А, может, все это – неизбежные издержки движения в поисках утраченного смысла?