7 лет университету – 7 вопросов ректору

1. Евгений Александрович, что самое забавное вспоминается из прошедших лет?

— Забавная вещь получилась такая. При открытии корпуса Института нефти и газа я рассказывал Владимиру Владимировичу Путину, что такое разрушающиеся биополимеры и как пример использовал разлагающуюся упаковку для селёдки. И теперь этот образ живёт, даже наш губернатор его несколько раз вспоминал. Видимо, ему понравилось такое простое объяснение важности этого направления науки, которое у нас теперь развивается.

2. Что мы переоценили, когда создавали университет, а что может быть недооценили — а сейчас это преимущество университета?

— Переоценили, наверное, энтузиазм, готовность людей к переменам, причём к существенным, которые потребуют усилий. Недооценили же, точнее, не рассчитывали на очень быстрое объединение студентов в единое сообщество. Оно произошло буквально за год. В отличие от преподавателей, которые отчасти до сих пор пытаются держаться за свою былую принадлежность к той или иной площадке, студенты первые объединились, и именно их студенческое братство и понимание СФУ как своего университета помогло нам и позиционироваться, и осознать себя.

3. Многие институты пережили серьёзные преобразования. Кто наиболее продвинулся на пути своего развития, а где в таких переменах ещё есть нужда?

— Сложно выбирать из многих достойных… Но я бы назвал Гуманитарный институт, который меня порадовал и командой, пришедшей к руководству, и восприятием вызовов, на которые они сумели найти ответ.

В наибольших преобразованиях сегодня нуждается Политехнический институт, который полагает, что консерватизм — это благо. Нынешний директор Е.А. БОЙКО пытается эти проблемы вскрыть, преодолеть, и в этом ректорат намерен ему всемерно содействовать.

4. Какой наиболее резонансный проект сумел осуществить университет?

— Можно назвать много научных проектов, имеющих прекрасные отзывы. Например, наши разработки в области космической навигации, биополимерных технологий, невзрывных методов сейсморазведки, дистанционного зондирования и другие направления. Но если говорить об общеуниверситетском проекте, то это, безусловно, развитие инфраструктуры и создание ядра кампуса. Всех поражает стремительность его возведения — мы построили его на глазах. Это весьма оправданные вложения в инфраструктуру, которая сегодня является образцом для края и для федеральных вузов. Кстати, наши бывшие выпускники, которые давно не приезжали в университет, попадая сюда, не верят своим глазам, новая картина застаёт их врасплох. И, думаю, мы ещё долго будем получать плоды этого осуществлённого нами забега — за что, конечно, спасибо и Федерации, и краю.

5. Какие задачи стоят перед университетом в связи с Универсиадой?

— Во-первых, возведение в кампусе СФУ ещё ряда важнейших для города и университета объектов. Во-вторых, активное участие в самом мероприятии и студентов, и преподавателей. Я не говорю о непосредственных участниках-спортсменах. Универсиада —комплексное действо, вокруг неё нужно обеспечить и логистику, и информационную открытость, и культуру взаимодействия. Во всём этом университет будет играть не последнюю, если не главную роль.

6. Чего нам остро не хватает?

— Одним из сдерживающих факторов является нехватка лабораторных и полупроизводственных площадей. Мы серьёзно продвинулись в обеспечении объектами социокультурного быта, общественными площадками. Но теперь нужна лабораторная сеть. И ещё одна есть наболевшая проблема, которую, надеюсь, решит Универсиада, — это создание в СФУ серьёзного медицинского центра, на базе которого будут проводиться экспериментальные клинические исследования.

7. Перспективы на 2014 год.

— Ближайший год важен для принятия принципиального решения — какой университет мы должны получить к 2020-му году? Если до этого мы пытались сделать университет конкурентоспособным на российском рынке, то теперь стоит вопрос о выходе на мировой уровень. И нам надо определить направления, которые смогут быть конкурентоспособными на глобальном рынке.

В идеале я бы хотел видеть университет научно-технологическим. Причём имеется в виду технология в широком смысле слова: ноу-хау в образовании, в инженерии, в предпринимательстве. Есть ещё один термин, который сейчас используется — научно-предпринимательский университет. Но определение должно относиться к университету в целом.

Указом президента РФ от 12 декабря 2013 года наш ректор включён в попечительский совет Российского научного фонда (созданного в начале ноября). В состав совета вошли 15 человек. Причём Евгений Ваганов — единственный из представителей высшего профессионального образования (потому что у нас — самый цитируемый ректор в России!)

Похожие материалы