Александр ПЕТРОВ: химик, спортсмен и пианист

Человек, который занимается наукой, отличается от всех остальных. Он по-настоящему увлечён, ему доступен совсем другой мир, далёкий от будничных дел и проблем. Учёный мыслит другими масштабами, с ним интересно говорить. Накануне три аспиранта, три научных руководителя и три молодых учёных СФУ получили премию банка «Международный финансовый клуб». Самое время познакомиться с одним из лауреатов.

— Ваша семья из Крас­ноярска?

— Сначала мы с родителями жили в Красноярске, но однажды летом поехали погостить к бабушке и дедушке в Краснотуранск. Мне так понравилось там, что я уговорил всю семью переехать. А когда пришло время поступать, я один опять перебрался в Красноярск.

Александр Петров, 24 года. Аспирант ИЦМиМ. Женат, воспитывает сына Константина.

Александр Петров, 24 года. Аспирант ИЦМиМ. Женат, воспитывает сына Константина.

— Кем вы мечтали стать в детстве?

— Осознанно я стал задумываться о будущей профессии примерно в восьмом классе. Был выбор: мог стать баскетболистом, пианистом или химиком. Спортом, музыкой и наукой я занимался с удовольствием и довольно долго, но наука перевесила, а спорт и музыка перешли в разряд хобби.
— В школе вы были отличником?

— Нет. Никогда не считал оценки показателем знаний.

— А что тогда показатель знаний?

— Умение выразить свои мысли, видеть причинно-следственные связи, рассуждать.

— Почему увлеклись химией?

— Трудно объяснить. Открыл книгу и понял, что это моё. Можно сказать, это была любовь с первого взгляда. Химия ведь — это всё, что нас окружает.

— Но по химии-то была «пятёрка»?

— Нет, по своему любимому предмету первый раз я получил «четыре» за четверть. Это меня задело, и я стал заниматься, читать дополнительную литературу, в девятом классе первый раз поехал на олимпиаду. Три года подряд занимал второе место на краевом уровне. Но участие дало мне серьёзное преимущество: уровень задач такой же, как на первом-третьем курсах в университете. Поступил в вуз практически вне конкурса.

— Что было самым сложным в первые годы самостоятельной жизни в общежитии?

— Не люблю готовить. Хотя химия и кулинария схожи по своей сути: и здесь, и там приходится что-то смешивать. Но готовлю намного хуже, чем химичу. Перебивался фаст-фудом, ел у друзей, потом выручали знакомые девушки, которые любили варить супы, жарили котлеты, даже пекли пироги.

— Учёба в университете оправдала ожидания?

— Да, первые годы многое дали. Например, семинары Раисы Борисовны НИКОЛАЕВОЙ. Там мы научились химическому стилю мышления. У неё обучение построено не на зубрёжке, а на объяснении сути процессов. Это здорово.

— Когда вы увлеклись наукой серьёзно?

— За год до того, как началась специализация, я стал присматриваться к преподавателям. Выбрал Николая Николаевича ГОЛОВНЁВА, который вёл исследования в области координационной химии. Именно она мне была наиболее интересна.

— Почему?

— Координационная химия работает на стыке неорганической, физической, аналитической и органической химии, И с её помощью можно решать практические задачи.

— Над чем работаете сейчас?

— Одно из направлений, за которое получил премию банка «МФК», — изучение взаимодействия дисульфидных соединений и иона палладия в растворах. С одной стороны, польза для промышленности: дисульфидные соединения можно использовать для извлечения палладия из бедных руд. Кроме того, полученные результаты и соединения могут найти применение в медицине. Например, при интерпретации механизмов переноса противораковых препаратов в поражённую клетку человеческого организма. Вот этим соединениям и особенностям их взаимодействия будет посвящена моя кандидатская диссертация.

— Тема важная: и промышленность, и медицина нуждаются в помощи учёных.

— Тема и очень сложная. За последние годы я нашёл всего лишь около двадцати научных работ, посвящённых этому вопросу. Словом, поле не паханное. Кроме того, я изучаю химию тяжёлых металлов и лантаноидов, занимаюсь квантовохимическим моделированием изучаемых реакций. У меня широкие научные интересы, и при решении научных проблем использую как экспериментальный, так и теоретический уровни познания.

— Как удаётся совмещать работу и личную жизнь?

— На втором курсе в общежитии я встретил свою будущую жену. Мы познакомились очень романтично: возле пианино. Она играла, я слушал, потом разговорились, и уже я играл «Балладу №1» Шопена.

— Чем именно эта девушка увлекла вас?

— Я нашёл в ней то, чего не было во мне. Она любит читать классическую и современную литературу. Мне на художественные книги со школы не хватает времени. Привлекла умом, красотой, утончённостью, с ней не было скучно. Ну и я положился на свою интуицию. Она не подвела.

— Жена тоже занимается наукой?

— Она биофизик. Сейчас оканчивает магистратуру и воспитывает нашего сына. Косте уже четыре года.

— Молодая семья, маленький ребёнок... Вам хватает средств?

— Нам очень помогли родители, решив квартирный вопрос. Иначе пришлось бы жить в общежитии. В целом, приходится работать больше, чтобы средств хватало. Беру учеников, помогаю школьникам готовиться к олимпиадам...

— Остаётся время на хобби?

— Да, по выходным хожу в тренажёрный зал, играю в баскетбол. На пианино тоже могу сыграть революционный этюд Шопена или знаменитую мелодию из «Пиратов Карибского моря».

— На что потратите премию?

— На семейные нужды. Будем планировать расходы с женой.

Первый заместитель председателя правления банка МФК В. Шабайкин вручает Александру заслуженную награду

Первый заместитель председателя правления банка МФК В. Шабайкин вручает Александру заслуженную награду

Стоит отметить, что премия банка МФК вручается аспирантам и молодым учёным, когда особенно нужна мотивация для продолжения научной карьеры.

— Каким бы вы хотели видеть себя через десять лет?

— Я бы хотел свою лабораторию. В общем-то, как многие: быть руководителем и заниматься любимым делом. Что может быть интереснее?

Александра СЛАВЕЦКАЯ

Похожие материалы