Я б в учёные пошёл…

Многие из вас после университета будут работать в своей профессии: инженерами, журналистами, менеджерами. Но некоторая часть выпускников мечтает связать дальнейшую жизнь с наукой: разрабатывать фундаментальные теории, изобретать инновационные технологии. Этим будущим исследователям был предложен образовательный интенсив — школа-мастерская «Как заниматься наукой в университете», которая проходила с 26 мая по 6 июня.

«Поступить» в школу смогли победители конференции «Молодёжь и наука». Возможно, впоследствии они образуют клуб активно сотрудничающих между собой молодых перспективных учёных, по крайней мере, на это надеются организаторы — научно-образовательный центр СФУ под руководством Натальи БАХОВОЙ (а само мероприятие было поддержано в рамках конкурсной программы по развитию студенческих объединений в вузах).

Наталья пригласила в мастерскую лекторов, способных в образовательном процессе передать студентам практические современные навыки, которые явно пригодятся для успешной научной деятельности. Заявленные темы: научная фотография; этика учёного; практика визуального мышления и интерпретации визуальной информации; правила составления CV (curriculum vitae — профессиональная автобиография) и портфолио на русском и английском языках; наконец, информация о тревел-грантах.

Мне удалось побывать на двух занятиях — по фотографии и по этике.

О фотографии студентам рассказывал Александр КУПЦОВ, известный в том числе благодаря своей проектной фотошколе «Сибирский характер». Александр доказал слушателям, что современная ситуация требует от учёного популяризации своих научных открытий, и делать это нужно именно с помощью фотографии, поскольку наглядная информация моментально доносит суть до слушателей, в отличие от словесной. Во время занятия он приоткрыл некоторые секреты съёмки, рассказал о базовых законах восприятия фотоизображения, а также во время спонтанной фотосессии наглядно показал, как сделать хороший и плохой портреты.

Мастерская по этике представляла собой решение кейс-ситуации, где дирижёром хора студенческих мнений выступала Елена Николаевна ВИКТОРУК (доктор филос. наук, профессор). Студенты бились над сложной задачей: кто виноват и что делать, если эксперимент студента привёл к смерти собаки его научного руководителя, но сделанное в результате открытие помогло людям? Кажется, было установлено, что виновен сам преподаватель, который не научил студента правильно проводить эксперименты… Елена Николаевна отметила, что, несмотря на отсутствие у молодёжи жизненного опыта, который позволяет воспроизводить реальные поступки в аналогичных противоречивых ситуациях, студенты рассуждали грамотно и старались придерживаться объективности.

В работе мастерской приняли участие 36 студентов, мы попросили участников ответить на два вопроса: «Чего вы ожидали от школы-мастерской, когда пришли сюда?» и «Самое ценное, что вы для себя открыли благодаря мастерским?»

Лиза МИКАЛАУСКАЙТЕ, ИФиЯК, 4 курс:

— Я хочу стать учёным и использую все возможности получить знания о том, как устроено научное сообщество. Занятия по фотографии, например, объяснили мне, что фотографию нужно делать очень хорошо, чтобы презентовать себя и своё исследование.

Тимофей АНИСИМОВ, ПИ, факультет энергетики:

— У меня изменилось отношение к этике. Если раньше я считал, что это касается только моей совести, то сейчас понял: то, насколько этичен учёный, может отразиться и на его дальнейших исследованиях, и на чьих-то других работах.
Школа-мастерская запланирована также для аспирантов и молодых преподавателей, она пройдёт осенью. Слушателям предложат освоение современных навыков — например, тренинги по TED talks. Следите за новостями!

Александра СЕМЁНОВА

Похожие материалы