Личный сорт науки

Если научное событие повторяется в третий раз — значит, оно того стоит.

Первый фестиваль науки, организованный делегацией СФУ в шахтёрском городе Ленинске-Кузнецком, выглядел чистой импровизацией: мы рассказали школьникам всё, что знали сами — и об изобретениях Архимеда, и о выборе будущей профессии, и даже о том, как разработать график тренировок при помощи биолюминесцентного тестирования слюны.

Во второй раз приехали, «вооружившись» сценарием: праздник посвятили происхождению, свойствам и добыче угля. Нас уже ждали — ученики старших классов из тринадцати городских школ прошли серьёзный отбор, чтобы поучаствовать в лекциях и мастерских учёных СФУ. Удивительно, но ребята готовы были весь день провести в стенах школы вместо того, чтобы наслаждаться последними деньками летних каникул.

Третий раз, думаю я, это почти как в сказке. К третьему разу мы собрали команду из двенадцати человек, способных простыми словами объяснить сущность научных открытий и то, как они становятся коммерциализируемыми изобретениями, готовыми к выходу на рынок: невод просто обязан вернуться с золотой рыбкой!

И вот 21 августа мы выстраиваемся «в линейку» рядом со школьниками, учителями, представителями городской администрации и сотрудниками фонда содействия социальному развитию «Новая Евразия». Кто-то шепчется, кто-то ищет ручку и блокнот, рассматривая маршрутные листы — под обязательные приветствия и напутствия организаторов стартует третий Фестиваль науки и предпринимательства на земле Кузбасса.

Школьницы примерили экипировку «стереотипного учёного»

Физика детям… игрушка!

Студентка Института физики и радиоэлектроники Анастасия ФИЛИППОВА — это маленький смерч слов, поясняющих жестов и длинных волос, перекинутых за плечо. Её мастерскую облюбовали восьми-, девятиклассники, вспоминающие подзабытые законы Ньютона, названия физических явлений и сил. «Я вам сейчас объясню, почему некоторые игрушки умеют разговаривать», — Настя лихо заворачивает рукава серой «корпоративной» толстовки и демонстрирует устройство куклы-болтушки, а затем усаживает на стул самую смелую ученицу и даёт ей задание — подняться с абсолютно прямой спиной, не наклоняясь вперёд. Разговоры о центре тяжести плавно переходят в вопросы о том, как живётся физикам в Сибирском федеральном. Настя пишет всем желающим свои контактные данные — обещает консультировать, если ребята решат поступать к нам.

«Говорят, у них общежитий новых настроили… И конкурс на физику небольшой», — переговариваются в коридоре. Говорящих не видно — всюду на втором этаже выставлены стендовые доклады о научно-практических и предпринимательских проектах школьников Ленинска-Кузнецкого.

Уголь — это тема

…Тема сразу трёх мастер-классов! В аудитории у доцента Института цветных металлов и материаловедения Эдварда РУДНИЦКОГО — броуновское движение учеников. Вон те, в цветных пиджаках, — это бизнесмены. Они оценивают уголь с точки зрения коммерческого потенциала. А эти — в очках модели «ботаник» — естественно, стереотипные учёные. Их задача порассуждать об угле как о предмете научного исследования. Короткие выступления команд оценивает авторитетное жюри в галстуках-бабочках: уж о чём, а об угле в этом городе знают не понаслышке. Даже те, кому едва исполнилось пятнадцать, слышали о работе в шахтах — от отцов, братьев и друзей.

А у аспирантки ИЦМиМ Елены ПОДШИБЯКИНОЙ на лекции тишина — ученики десятого и одиннадцатого класса узнают об исследованиях германиеносных лигнитов Нижнего Приангарья и изучают процесс извлечения германия из них.

Что значит быть шахтёром, рассказывает… нет, показывает студент Института горного дела, геологии и геотехнологии Борис ЛОБАСТОВ. Он где-то раздобыл старую доску, инсталлировал на ней ситуацию «добычи» полезного ископаемого, одолжил паре учениц шахтёрские оранжевые каски, а на столе разместил «результат» работы: коробочку с крохотным фрагментом алмаза.

Мы копали, мы копали, наши дафнии — пропали

Не секрет, что разработка месторождений полезных ископаемых и переработка угля наносит вред экологическому равновесию природы. Логично, что за развитие экологической культуры кузбасских школьников взялись ещё трое смелых из СФУ — доцент кафедры биофизики СФУ, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН Егор ЗАДЕРЕЕВ, аспирант Института экономики, управления и природопользования Наталья ДАВЫДОВА и магистрант Политехнического института Ольга ЧИЖЕВСКАЯ.

Возле аудитории, где Наталья показывает довольную жизнью водяную блоху-дафнию под USB-микроскопом, объясняя, как это создание реагирует на загрязнения окружающей среды, настоящий аншлаг — там подглядывают в приоткрытую дверь и возбуждённо расспрашивают уже посетивших мастерскую счастливчиков: «Живая? Реально, живая? А у нас в озёрах такие есть?». А дафния тем временем уверенно трепещет в воде крохотными антеннулами и демонстрирует любопытным сокращающееся сердце; может, именно её теперь вспомнят любители оставлять мусор на берегу водоёмов. Вспомнят и увезут всё лишнее с собой.

А в соседнем кабинете — водоём. Точнее, пластиковое ведро, в котором Егор Сергеевич Задереев воссоздал «солёное озеро, населённое пурпурными бактериями». За пурпурность отвечает с трудом раздобытый перманганат калия (марганцовка), за солёность — поваренная соль, купленная в соседнем магазине. Зато батометр, при помощи которого школьникам предлагается взять пробы «на различной глубине», — самый настоящий. Когда-то его создала группа учёных Института биофизики СО РАН, продемонстрировав путь от абстрактной идеи (открытия) к реальному запатентованному изобретению.

Всех излечит, исцелит…

…Добрый доктор биопластотан — природный полимер; произведённые из него лекарственные средства демонстрирует старшеклассникам биотехнолог Анна ШУМИЛОВА. На этом мастер-классе всё работает точно, как аптекарские весы: черноволосая Юля с ямочками на щеках сосредоточенно отмеряет указанные Анной компоненты, её молчаливый напарник Ростислав смешивает их в специальном прессе, а затем, приложив усилие, формует нечто вроде небольших таблеток. Это всего лишь первый шаг к созданию матрицы, которую можно нагрузить лекарствами и, поместив в поражённую ткань, запустить процесс дозированного лечебного воздействия с последующим разрушением «носителя», но это и волшебство для тех, кто видит подобные медицинские инновации впервые.

Мне кажется, мы нашли собственный рецепт научного праздника для детей и взрослых на этом фестивале: абсолютно серьёзные исследования, от которых зависит благосостояние, здоровье и сама жизнь человека, шли рука об руку с игровыми трюками Театра науки.

Книжные понятия соседствовали с непрекращающимися экспериментами, а законы природы познавались нашими учениками буквально через собственные руки. Попробуйте вырезать со своим ребёнком «Дракона Гарднера». Не пожалейте времени, чтобы создать «солёное озеро» в собственной кухне. Эффект будет разительно отличаться от заучивания по учебникам прописных, и потому наскучивших истин, а добытые знания останутся с вами навсегда.

Помните: наука — самый естественный и удивительный вид творчества! Доказано СФУ.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы