Путешествие сквозь время

Я — студентка филфака. Та, кто хочет посвятить себя «слову», научиться обращаться с ним уважительно. За прошедший учебный год прочитано множество литературных произведений, без счёта исписано конспектов… Бессонные ночи за подготовкой к экзаменам! И вот, когда сессия закрыта и, казалось бы, самая пора отдыхать, не тут-то было: меня настигла практика!

Ещё в марте, совершенно случайно оказавшись в междисциплинарной университетской лаборатории естественно-научных методов в археологии и истории, я узнала о планируемой совместно с Омским университетом научной поездке по деревням Тарского района. С детства я мечтала поучаствовать в экспедиции, познакомиться с новыми людьми, увидеть места, где раньше не бывала… К счастью, незамеченным мой интерес не остался: мне предложили принять участие в этом событии, а заодно и пройти практику.

Признаться честно, я не думала, что буду там к месту. Всё-таки естественные науки казались мне чем-то несовместимым с филологией. Но шанс исполнить мечту, да ещё с такими замечательными людьми! Их слаженному коллективу разнохарактерных специалистов можно только позавидовать. И убедиться, что залог успешной исследовательской работы — в крепких дружеских отношениях, гораздо более важных, чем научные звания.

Настала пора отправляться в дорогу. Я предполагала, что будет трудно — пугали громадными комарами, въедливой мошкой и плохими дорогами в Тарском районе... К тому же, когда едешь с опытными «полевиками», то представляешь, как они (доктор наук, кандидат наук, архитектор и аспиранты), поглощённые своими научными интересами, будут заниматься чем-то настолько сложным, что мне, простой первокурснице, вписаться в исследовательский процесс не удастся! Но мои опасения были напрасны. Помогая общей работе, я решала и задачи своей филологической практики.

Дорога до Омска на экспедиционном автомобиле заняла три дня. Трасса М-53 пролегла по бесконечно грустной равнине. Вспоминался А.П.Чехов, проскучавший всю дорогу до гористого Красноярска в наблюдении унылых картин болотистой местности. И не подумаешь, что эта неприветливая земля является кормилицей нашей страны, где раскинулись поля и покосы, уходящие почти до самого горизонта!

Мы останавливались лишь для того, чтобы разбить палаточный лагерь на ночлег. Странно это — ночевать в палатке, наблюдать, как небо, наливаясь яркими глубокими оттенками пурпурного, вдруг в момент синеет почти до черна, и всё кругом погружается в сумерки, а потом одна за одной загораются звёды. В городе не увидеть столько звёзд, как в поле! Пытаешься уснуть, а ветер за тонкой тканью палатки становится будто живым существом: он то воет рядом, то срывается неизвестно куда, то стихает так, что слышно каждый шорох.

Наконец мы добрались до пункта назначения — деревушки Ананьево.

Мы ехали по приглашению омских археологов. Они занимаются раскопками древней деревянной усадьбы и позвали коллектив дендрохронологов СФУ для проведения датировки найденных образцов древесины с целью установления их точного возраста.

Это довольно трудная задача, однако современный дендрохронологический метод позволяет датировать дерево по годичным кольцам с точностью до года. Для проведения анализа были отобраны образцы археологической древесины с раскопа, а вечером у костра состоялось общение с обитателями лагеря, среди которых, к моему удивлению, оказались поляки и даже мексиканцы! На следующий день мы занялись поисками старого участка леса, необходимого для проведения точной датировки — это та ещё работёнка! Зато я вволю погуляла по лесу, где так много малины!!!

Следующим пунктом нашего путешествия стал город Тара — один из старейших городов Сибири, самое первое поселение на территории современной Омской области. Там нас ждали исторические памятники деревянного зодчества, с которых также требовалось взять образцы древесины. К великому сожалению, их сохранность была в плачевном состоянии, и это несмотря на статус исторического достояния. Очень много об истории этих домов и простых обитателей поведал замечательный человек — Сергей Александрович АЛФЕРОВ, редактор газеты «Тарское Прииртышье».

Но больше всего запомнился историко-культурный комплекс «Старина Сибирская», который находится в посёлке Большеречье Тарского района.

Это был наш последний пункт назначения. Красота деревянного комплекса и радушный приём его сотрудников после всех дней наших испытаний стали для нас просто оазисом в пустыне. Встретили нас, как говорится, «хлебом — солью», угостили вкусным медовым квасом, коего во всей России не сыскать. В то время как учёные снова взялись за перфораторы для отбора образцов с построек, я смогла продолжать свою работу над фольклорной практикой. А заключалась она в сборе народных «жемчужин». И Большеречье как нельзя лучше подходит для этой цели. Директор музея, Гулько Александр Дмитриевич, поведал об исторически значимых объектах: домах зажиточных крестьян Николая и Павла Гладковых, о доме ямщика Копьёва, в котором, следуя в далёкий Илимский острог, останавливался писатель-вольнодумец А.Н. Радищев. Удалось побывать на крестьянском подворье середины XIX века и оценить мастерство плотницких работ, выполненных народными мастерами Омской области. Работники комплекса говорили о народных обрядах и традициях, кропотливо собранных со всего Тарского района. Мастера рассказали о традиционных ремеслах того времени и провели мастер-класс.

Дом, в котором останавливался Николай II

Удивительно, что здесь детально восстановлены не только жилые и хозяйственные постройки, но и переданы условия жизни и быта людей, когда-то владевших этими домами. Особенностью является действенность, реальное функционирование экспозиций. Я попала на проведение свадебного обряда в старорусской традиции, воссозданного по обычаям Большереченского района. Я увидела сватовство, выкуп невесты, а затем её косы и туфелек, благословление родителей, красивый народный распев и многое другое, что невозможно перечислить в небольшом рассказе. В один момент мне подумалось: родной язык, сказки, которые в детстве читали нам родители, колыбельная, что пела мать над нами, непреходящие подвиги дедов и отцов, дом, в котором живём, деревни и города, леса, поля и реки — это и есть Родина. Забыть то лучшее, что создано нашими предками, — значит, утратить почву под собой. Ведь всё сущее жизнеспособно только тогда, когда его корни питаются лучшими, здоровыми соками исторического наследия. Возвращение к истокам веры и познание прошлого дают людям надежду на будущее. Пока не ушли из жизни последние носители традиционной культуры, и есть ещё возможность собрать и зафиксировать бытующее в их памяти, необходимо проведение фольклорно-этнографических экспедиций!

Это было моё маленькое путешествие в былые времена. Не в Таиланд или Грецию, не в Египет или на Бали, но вполне сопоставимое по эмоциям, по ощущениям. А обогатило меня даже более.

И вот уже родная трасса М53 и собранный рюкзак. Вместе с ним я везу с собой переполняющий меня вагон и маленькую тележку любви, щенячьей искренней радости, благодарности и гордости за обворожительную Сибирь и сибиряков!

Но лето не имело бы этой ценности высшей пробы, если бы не мои любимые люди! Отдельное спасибо сотрудникам лаборатории В.С. Мыглану, В.В. Баринову, Е.В. Гевель, З.Ю. Жарникову, А.В. Тайник — за итоговую точку моего нелёгкого учебного года. Теперь я готова к следующему!

Ольга КОЖИНА, студентка ИФиЯК

Похожие материалы