Интеллектуальная романтика на Волге

Овсяная каша кострового производства на 500 человек с утра, интеллектуальные бои и разговоры про будущее Земли, романтика ночных песен под гитару, две недели сна в палатке под открытым небом… То, чего не встретишь в повседневной жизни. То, чем запомнилась мне Летняя школа «Русского репортера-2014».

Однажды, читая очередной выпуск «Русского репортёра», я вспомнила, что у журнала есть свой проект Летняя школа. Жить на берегу Волги в палатке, общаться с известными журналистами — почему бы и нет? Ни минуты не думая, я открываю сайт и нахожу интересное для себя направление Летней школы: тревел-журналистику. «А что, — подумала я. — путешествовать я люблю. Так, может, научусь и хорошо писать об этом?»

После заполнения анкеты — мучительный период ожидания ответа. Далее — второй тур, где нужно было подготовить текст о своём путешествии. И вот долгожданное письмо: «Поздравляем, вы приняты».

Оказалось, в этом году тревел-журналистика была самым популярным направлением. Из 150 анкет отобрали 30 человек. География городов, из которых приехали участники мастерской, не выходила за пределы Уральских гор. Красноярск и родная для меня Иркутская область вызывали глубокое удивление. Я рассказывала про суровые сибирские зимы, тайгу, медведей, а в ответ узнавала, где что можно увидеть и где стоит побывать на Урале и на Кавказе.

Отличить летнешкольников от «обычных» людей достаточно легко. Огромный рюкзак, коврик-пенка, привязанный к нему, и разговоры про адронный коллайдер, Канта или «Божественную комедию» Данте. Лагерь Летней школы расположился в этом году на бывшей базе отдыха «Волга» недалеко от подмосковного города Дубна. Занятия проходили в деревянных постройках, которые облагораживали сами летнешкольники. А жить… жили в палатках. Признаюсь, я никогда до этого не ставила палатку и не проводила ночи в спальном мешке. Однако соорудить себе временное жильё я смогла за полчаса. И спать оказалось очень даже удобно. Только вот надевала я на себя все тёплые вещи сразу, потому что ночи на Волге очень холодные.

Завтрак начинался в 9 часов. Перед ним обычно была зарядка, на которую, правда, первое время приходила одна я. Девушка, которая проводила её, перед отъездом сказала мне: «Юля, спасибо тебе! Ты была моим мотиватором. Я знала, что ты придёшь, и вставала ради тебя». Всё-таки основная масса в Летней школе — студенты, а студенты любят крепкий сон.

После завтрака начинались лекции. Занятия в нашей мастерской проходили по двум направлениям: география и журналистика.

Путешественники, блогеры, а также сами участники рассказывали об азиатских, южно-американских странах, национальных парках, непризнанных государствах, делились секретами автостопа и экономного путешествия. А журналисты из «Русского репортёра», «Вокруг света», «GEO» и преподаватели МГУ учили нас, как писать о своих путешествиях, чтобы было интересно, прежде всего, читателю.

Итогом работы нашей мастерской стал журнал «Полушарие», который мы сверстали и оформили сами. В него вошли наши работы.

В свободное от занятий время мы могли посещать лекции других мастерских. Я ходила на лекции по философии, репортажной журналистике, психологии, документальному кино. Кроме того, проводились так называемые «золотые лекции», на которых выступали известные журналисты, учёные и преподаватели (и на лекции по физике даже мне, гуманитарию, было всё понятно). Но особо ценными для меня как будущего журналиста стали лекции главного редактора «Русского репортёра», журналистов из «Сноба» и старого состава «Ленты.ру». Вместе с ними мы рассуждали о будущем профессии, этике журналиста, ситуации на Украине.

Конечно, «Летняя школа» — это не только учёба. Это и выступления музыкальных групп, и песни под гитару, и мой любимый волейбол.
Ничто так не сплачивает коллектив, как общее дело. В лагере всё строится, ремонтируется руками самих летнешкольников.

Самым сложным, но и самым весёлым было приготовление еды. На наше обеденное дежурство выпал мастер-класс шеф-повара одного из спонсоров «Летней школы». Аромат костра придал нашему сливочному супу с индейкой и рисовой каше с сухофруктами ещё больше аппетитности.

После нашего обеда ребята хором говорили «спасибо» тревел-журналистам. Но обычной и лучшей едой были, конечно, сосиски на костре вприкуску с песнями «Ляписа Трубецкого» и «Пятницы» под гитару.

Как не спать до утра, а потом отсидеть все лекции — ещё один урок от «Летней школы».

Думала ли я когда-нибудь, что буду сидеть на берегу Волги и, наслаждаясь закатом, слушать Виталия Лейбина (главный редактор «РР»), рассуждающего о ценностях, которые должна нести журналистика? Могла ли я предположить, что мой текст будет проверять и комментировать Григорий Кубатьян (журналист, сотрудник журнала «GEO»), а позже он будет сидеть рядом со мной и играть на гитаре? И уж никак не могла я себе представить, что с увлечением буду слушать про световые и звуковые волны и геодезию.

«Летняя школа» — это то место, где человек раскрывает себя с новой, неизвестной для него стороны.

Физик здесь старается хорошо написать диктант, программист — снимать документальное кино, а студент-филолог учит математические формулы и разбирается с устройством роботов.

А я поняла для себя, что какую бы ты ни выбрал профессию, нельзя зацикливаться только на ней. Нужно любить учиться, любить открывать что-то новое для себя. Нужно быть любопытным. А любопытство ой как нужно журналисту!

Юлия СТАСИШИНА, студентка 3 курса отделения журналистики ИФиЯК

Похожие материалы