Загрузиться по полной

Дома нам нередко читают лекции родители — о том, почему нужно пораньше ложиться и «завязывай-ка уже с пропусками». Но для некоторых студентов эти «курсы» теперь неактуальны: часть занятий проходит онлайн. Так что дома они слушают не только лекции родителей.

До чего дошли

И если ещё семь-десять лет назад все занятия традиционно проводились только в учебных аудиториях, сейчас студенты могут спокойно учиться дома (например, магистранты ИФиЯК с удовольствием слушают один из курсов на интернет-платформе seemedia.pro). Как видим, электронное обучение в СФУ развито — на сайте e.sfu-kras.ru представлен список курсов, которые «читаются» институтскими преподавателями. Тут и «Основы компьютерных технологий в проектировании», и «Международная охрана интеллектуальной собственности», и др. Доступ осуществляется по корпоративному логину и паролю (у каждого студента он персональный).

Сейчас министерством образования и науки РФ активно проводится политика, направленная на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Касается это не только высших учебных заведений. На подобные «эксперименты» решаются повсеместно. И правильно! Иначе для чего дошёл прогресс?

— Сегодня, когда компетенции работы с информацией требуются в любой области знаний, для преподавателя как никогда актуально уметь организовывать учебный процесс с учётом возможностей, которые даёт электронное обучение, — говорит директор Центра обучающих систем СФУ Кирилл Николаевич ЗАХАРЬИН. — Важно уметь реализовать преимущества подобного формата, пытаться вовлечь студентов.

Учебную работу в институтах действительно можно разбить на две части — «аудиторная» (традиционная) и «электронная».

К первой, естественно, относятся лекции, семинары и практика. А вот «наполнение» второй непосредственно зависит от интересов и возможностей преподавателей и специфики их дисциплин. По сути, разговор идёт о модели смешанного обучения. И главное тут — обоснованный баланс (чтобы аудиторные и «электронные» занятия были связаны друг с другом и не дублировали уже и так имеющуюся информацию). Если преподаватель — человек творческий, то он в очном режиме непременно даст студентам то, что эффектно дополнит его электронный курс.

Само электронное обучение — это масса возможностей проведения и дополнения учебных занятий, причём в различных «режимах». Например, в ИУБПЭ активно действует специально оборудованный E-класс, а преподаватели ИКИТ весной этого года читали видеолекции для студентов трёх вузов.

— Было подписано соответствующее соглашение о сетевом взаимодействии СФУ, СибГАУ и СибГТУ, — рассказывает заместитель директора ИКИТ по учебной работе Юрий Юрьевич ЯКУНИН. — Преподаватели трёх вузов синхронизировали учебный план студентов направления «Информационные системы и технологии» и совместно готовили учебный материал по двум дисциплинам — «Операционные системы» и «Защита информации». Перед «стартом» онлайн-занятий в каждом вузе была проведена большая техническая подготовка.

Студенты слушали лекции в специальных виртуальных аудиториях, их читали преподаватели из разных вузов. Эта технология подразумевает интерактивность, что позволяет преподавателям применять активные методы при чтении лекций. В рамках этого эксперимента были апробированы технологии дистанционного обучения студентов из разных вузов и механизмы оценивания, т.е. проведение интегрированной сессии. Юрий Юрьевич также отметил, что подобный эксперимент продолжится — количество дисциплин, которые будут готовиться совместно (в первую очередь, для сайта системы электронного обучения), увеличится.

ЗОРИн прогресса

Для студентов Института филологии и языковой коммуникации электронные курсы — тоже не новость. А вот занятия, которые сейчас проводятся в формате вебинаров для магистрантов отделения журналистики, — настоящий информационный повод! Собственно поэтому я и решил написать этот текст.

Справка
Вебинары — это те же занятия (причём как лекционные, так и практические). Только проходят они по вечерам и не в университете, а у магистрантов дома.

О том, насколько удобен этот формат, рассказывают сами слушатели.

Андрей ИВАНОВ, заместитель главного редактора дивногорской газеты «Огни Енисея»: «Лично для меня — это очень удобная форма занятий, просто я живу и работаю в другом городе, потому посещать семинары в университете не смог бы физически — сложно успеть. Сегодняшние технологии и развитие Интернета (прежде всего, его скорости) позволяют заниматься онлайн без каких-либо проблем. Мы видим и слышим друг друга хорошо, параллельно на экране загружаются необходимые слайды, всё доходчиво, структурировано и чётко».

Рузанна УСМАНОВА, специалист отдела молодёжных проектов СФУ: «На первых вебинарах было немного сложно переключиться с домашней атмосферы на учебную, но все справились! Я уверена, подобный формат отлично подходит для современного образования. Причём магистранты сами замотивированы не пропускать подобные «ленты», иначе для чего они поступали?!».

Подобный режим проведения учебных занятий удобен не только для студентов. Очевиден и преподавательский «выигрыш». Плюсы вебинаров комментирует заведующий кафедрой журналистики ИФиЯК Кирилл Александрович ЗОРИН.

Магистрант ИФиЯК Константин СТАРОСТИН  и заведующий кафедрой журналистики Кирилл ЗОРИН уже не представляют учебный процесс без вебинаров

Магистрант ИФиЯК Константин СТАРОСТИН и заведующий кафедрой журналистики Кирилл ЗОРИН уже не представляют учебный процесс без вебинаров

— Электронные курсы в нашем институте «читаются» давно, некоторые студенты даже практику на сайте системы электронного обучения предоставляли. Потому что так учёбу контролировать проще — устанавливаются конкретные сроки приёма, по истечении которых уже нельзя прикреплять документы. Да и меньше бумажной волокиты. А что касается вебинаров — это, правда, очень удобно! Все лекции идут в режиме трансляции, поэтому магистранты могут пользоваться различными программами записи звука и потом, если в чём-то не смогут разобраться, послушают вновь. Ещё один из очевидных плюсов — отсутствие пространственного «барьера». Слушать лекции, сидя дома — гораздо приятнее. Также вебинары позволяют привлекать к работе преподавателей из других городов. Мы, в частности, уже решились на подобный эксперимент.

Сам Кирилл Александрович с улыбкой отмечает, что во времена его студенчества о таком можно было только мечтать. Единственной «предпосылкой» электронного обучения был… ксерокс. Зато сейчас — почти у каждого планшет, ноутбук и никаких проблем с выходом в Интернет. Можно, при желании, в любую свободную минуту загрузиться учёбой по полной.

Константин СТАРОСТИН
Фото Егора СУХОРЕБРИКА

Похожие материалы