На кончиках пальцев

«Скалодрому я радовалась, как конфетам «Рафаэлло»», — так студентка Института архитектуры и дизайна СФУ Анна ЦЫГАНОВА вспоминает моменты, когда папа начал брать маленькую дочку на скалолазание. Спустя десять лет эта девушка выросла в спортсмена суперкласса. Она в топе лучших скалолазов мира, облазила если не все скальные районы планеты, то самые известные и сложные. В прошлом году Анна выиграла чемпионат Европы, в этом стала второй на этапе Кубка мира…

Пройти по её стопам — в прямом и переносном смыслах — сегодня пытаются более двух сотен студентов нашего университета. Это те, кто, мечтая порхать по отвесам, пришёл на специализацию скалолазания или в соответствующие секции СФУ и смог остаться, несмотря на боязнь высоты, ноющие мышцы и стёртые пальцы.

От массовости к мастерству

«Все, кто регулярно тренируется в течение года, включая девочек, подтягиваются на турнике как минимум десятку. В нашем спорте без этого никуда — без сильных рук, крепкого пресса, растяжки. Ведь скалолаз использует только возможности своего тела — силу, ловкость, выносливость, гибкость, динамику, координацию. Разминка, длится иногда до 40 минут. С холодными мышцами лазить нельзя….», — рассказывает мне тренер-преподаватель Спортивного клуба СФУ Юлия ЖУРАВЛЁВА. В 1989 году она стала лучшей скалолазкой страны, выступала за сборную России, а последние восемь лет тренирует в стенах СФУ. Именно к ней в секцию спортивного скалолазания приходят первокурсники и выпускники, девушки и парни разной комплекции и нрава, но с одинаковым стремлением. За три-четыре года упорных тренировок старательные ребята могут выполнить норматив кандидата в мастера спорта.

Кто-то выбирает другую секцию — альпинизма и скалолазания. Здесь спортсменов готовит абсолютная чемпионка СССР и многократная чемпионка России Ирина БАКАЛЕЙНИКОВА. А для «сборников», которые отстаивают честь вуза, отведён отдельный скалодром правобережного спорт­комплекса ИЦМиМ, где они занимаются у человека-легенды, заслуженного тренера России Рудольфа РУЙГИ. Собственно, по этим фамилиям можно судить, насколько высок уровень нашей школы…

Впрочем, история специализации началась задолго до легендарного объединения вузов. «Человеков-пауков» в университетской секции выращивали с 1957 года. За полвека зазвучали имена чемпионок СССР Натальи СУРГУТСКОЙ и Валентины НИКУЛЕНОК, призёра чемпионата России Владимира ЛЕБЕДЕВА и десятков других, а в переломные 90-е воспитанница секции Елена ОВЧИННИКОВА прорубила окно на запад, выиграв чемпионат Европы. Первые советские мастера тренировались в основном на скалах и только зимой уходили в гимнастический зал.

Скалолазные стенки появились в Красноярске лишь в 80-х годах. С тех пор спортивное скалолазание активно переходит на искусственный рельеф. Трудно поверить, но один из лучших скалодромов, который находится в спорткомплексе СФУ с бассейном, в этом году отметит 35-летие. Правда, в 2012 году после реконструкции он получил вторую жизнь. Теперь на площадках нашего вуза находится четверть всех скалодромов города. И это наверняка не предел.

Экстрим без опасности

С приходом осени в секциях, как водится, наплыв новичков. К скалодромам СФУ в сентябре подтягиваются до четырёх десятков человек на одну секцию. У всех горят глаза, но примерно половина не выдерживает потогонных тренировок. В итоге к лету остаётся два десятка скалолазов. Как правило, они уже не бросают.

«Раньше наборы составляли до 200 человек, но времена перестройки вызвали отток, люди выживали, им было не до скал, — делится Юлия Леонидовна.

Сейчас скалолазание снова на подъёме. Молодёжь сейчас хочет всё попробовать. И пощекотать себе нервы!
Занимаются горными лыжами, дайвингом, альпинизмом, велоэкстримом. Предпочитают активный отдых на природе, выезжая в места, где есть скалы и море. Далеко не все хотят просто лежать на пляже, нет!».

Однако, по сравнению с горными лыжами и тем же байком, скалолазание требует гораздо меньше финансовых вложений и гарантирует относительную безопасность. В секцию поначалу вообще можно прийти в одних кедах и спортивном костюме, ведь базовое снаряжение здесь уже есть: верёвки, спусковые устройства, страховочные системы — беседки. Другое дело, что, в конце концов, захочется иметь всё своё. В таком случае придётся потратиться. К примеру, простые скальные туфли стоят от 2 тысяч рублей, страховочная обвязка — от 1500 рублей. Одна из студенток спустя полгода тренировок даже продала диван, чтобы купить беседку. И занимается в ней до сих пор.

Что касается травм, то самые распространённые — потянутые пальцы и связки на запястьях, травмы коленей. Но и они, утверждают тренеры, происходят по вине самих спортсменов-торопыг, которые пренебрегают разминкой и сразу пытаются перейти к сложному лазанию.

На первом же занятии новички проходят технику безопасности, обязуясь убирать волосы, состригать ногти и снимать все украшения, особенно кольца.

При правильной страховке травм при падениях нет, как нет и самих падений. Есть срывы. Но и к ним нужно быть морально готовым. Умению правильно сорваться и повиснуть в спортивном скалолазании даже посвящают отдельные занятия. Например, заставляют неожиданно упасть, сорваться с высоты, чтобы почувствовать — тебя страхуют.

«Не многие новички, как ни странно, боятся высоты, — продолжает тренер. — Мы должны показать им, что скалолазание безопасно, что при падении он спокойно и безболезненно повиснет на верёвке. Верёвки у нас динамичные: амортизируют и смягчают срывы. На специальных семинарах мы отрабатываем технику страховки и срывов с разной высоты, когда точки страховки, например, сначала на уровне плеча, затем ниже пояса или ниже ног, учимся правильно страховать, используя иногда вместо человека грушу… Так мои ребята достигают спокойного отношения к срывам и начинают получать удовольствие только от лазания. Ведь основной принцип занятий в секции — не научиться безупречно лазить, а научиться лазить безопасно».

Быстрее, выше, труднее

Сами тренировки длятся от 1,5 до 4-х часов, в зависимости от скалолазного стажа. Но далеко не всё это время уходит на тренировочную стенку. Принцип в этом виде таков: сколько времени лазишь — столько и отдыхаешь, особенно после прохождения сложной трассы. Во время так называемого отдыха, впрочем, необходимо страховать партнёра. И на стенку — по очереди.

Да и на скалодроме каждый раз можно ждать сюрпризов. В этом, говорят тренеры, и есть прелесть скалолазания. Никакой монотонности и однообразия. Можно лазить на скорость или на трудность, самому прокладывать собственные маршруты, используя для прохождения разные зацепы, либо подниматься по подготовленным и специально промаркированным трассам. Популярностью пользуются занятия боулдерингом — лазанием короткими технически сложными маршрутами. Здесь нужно лазить на небольшой высоте, но без страховки, имея лишь хорошее амортизирующее покрытие внизу.

Весной вся компания выходит на естественные рельефы, как правило, на Такмак. Здесь же, на Столбах, каждую осень проходит Большой Скальный фестиваль. Лучших скалолазов края и страны собирает на своих скалодромах СФУ. Именно на нашей базе проходит Краевая Универсиада по скалолазанию и уже ставший традиционным Открытый фестиваль скалолазания в начале учебного года. В этом году, например, «Вертикальный фестиваль» собрал более 50 участников. Можно было полюбоваться мастерством чемпиона России и члена национальной сборной Виктора КОЗЛОВА, ловкостью призёра чемпионатов и Кубков России, выпускницы университета Галины ТЕРЕНТЬЕВОЙ и других удивительных спорт­сменов.

И наверняка в ряду чемпионов скоро появятся новые имена — с гордой приставкой: они начинали в секции СФУ.

Елена НИКОЛАЕВА

Похожие материалы