КАКОЙ БЫТЬ ГАЗЕТЕ Заочный «круглый стол» мэтров красноярских СМИ

Сейчас на сайте СФУ проводится голосование за новое название газеты. Параллельно рабочая группа ведет интенсивную работу по разработке ее нового дизайна, структуры и стиля.
Никто не станет спорить, что корову лучше всего подоит доярка, а паровоз надо доверить машинисту. Зато какой следует быть единой университетской газете, знает и судит каждый. Но мы все-таки решили обратиться с этим вопросом к профессионалам.

Алексей Клешко, депутат Законодательного собрания Красноярского края:

— Я считаю, что газета Сибирского федерального университета, прежде всего, должна быть качественным продуктом. Оформлена с большим вкусом (при этом может оставаться черно-белой). Она не должна напоминать ни рекламный буклет, ни листовку, ни стенгазету. Это должна быть профессиональная качественная газета. В ней хотелось бы найти то, чего мы не видим в современной печати, а мы не видим, прежде всего, глубокого осмысления жизни. Мы не видим научно-популярных очерков, хороших театральных и кино- рецензий, серьезных политико-экономических обзоров. Может, это материал и не для широкой публики, но ведь, согласитесь, университетская среда ко многому обязывает… Кстати, у газеты «Университетская жизнь» когда-то был такой период, когда на ее страницах публиковались историки (С.Г.Комарицын), филологи (Т.В.Шмелева), политологи (Т.А. Жуманов), другие ученые, их острые и глубокие материалы вызывали дискуссии и многочисленные отклики.

Я хотел бы, чтобы это было не просто корпоративное издание, а главная газета красноярской интеллигенции, потому что, замахиваясь на создание Сибирского федерального университета, важно понимать, что у университета и его газеты — общая миссия: возродить интенсивную интеллектуальную жизнь в столице края, и именно газета университета могла бы питать тот живой диалог, который создает интеллектуальную ткань: она за время потрясений последних 15 лет истончилась до дыр, а кое-где и совсем исчезла.

Елена Крупкина, вице-президент ИД «Империум» («Комок», «Очевидец»):

— Рассматривая конкретную ситуацию, когда из четырех ограниченных социумов, из четырех совершенно отдельных вузов должно в короткий срок родиться нечто новое, целостное и осмысленное,— мы можем констатировать, что газета становится чуть ли не важнейшим полем действия.

В ней должны быть, несомненно, представлены поля официозные; сообщения и материалы из деканатов и ректората. Но необходимым, неизбежным ядром представляется оформление общественной жизни. В газете обязательно должен присутствовать дискуссионный материал. В ней просто обязаны звучать голоса преподавателей и студентов.

Креативные, оригинальные, яркие предложения должны приветствоваться — только таким образом можно стимулировать сращивание весьма чужеродных тканей.

Опасность уйти в формальный крен очень высока. При определенном шоке нового администрирования могут сработать самые спасительные шаблоны: газета, формализованная до глянцевого информационного листка, в котором выхолощены любые нестандартные мысли, — может быть принята за политкорректное решение на фоне сложных процессов администрирования и управления. Ни в коем случае нельзя этого допустить!

СФУ необходима газета-собеседник, задуманная и исполненная талантливыми, профессиональными людьми. Нельзя воспринимать ее как корпоративно-румяное издание, подобное тем, что изготавливают сейчас для себя универсамы и оптовые фирмы. Это не газеты — это рекламные буклеты! Цветная печать, другая бумага и — нулевой гуманистический заряд. Это уродливое дитя эпохи консьюмеризма, раскрашенное и бессмысленное, способное только тешить самолюбие издателей.
Газета университетская должна быть живой, легкой и стильной. Полиграфически это может быть даже "черно-белая" печать — так как в этом случае главное в газете сосредоточено в ТЕКСТЕ, содержании, что и требуется сейчас для СФУ (впрочем, не только сейчас).

А цветные фото, глянцевые странички, лоснящиеся заголовки, завлекательный задор — это оставьте для рекламных буклетов. Они тоже потребуются.

Игорь Рудик, главный редактор газеты «Конкурен"»:

— При уровне наших типографий пока предпочтительнее черно-белая печать, чем цветная плохого качества, где у человека 4 глаза и столько же рук и ног. Это и намного дешевле, а средства лучше вложить в качество, в хороших журналистов, в гонорарный фонд. Стоит ли сразу замахиваться на изготовление пафосного кремового торта, может, лучше попробовать печь аппетитные пирожки?
Что касается содержания — мне кажется, совсем не нужно просто освещать скучные совещания: для этого есть Интернет, пресс-службы, пресс-релизы, все, что угодно. А газета должна угадать внутреннюю психологическую доминанту людей, которые работают и учатся в университете, и обращаться именно к ней. Молодым, может быть, надо показать, что они живут в стране, у которой есть будущее, что они хозяева жизни — научить их чувствовать себя этими хозяевами и быть для них своего рода путеводной звездой.

Владимир ВАСИЛЕНКО, преподаватель факультета журналистики:

— Знакомство с первыми двумя номерами информационного издания СФУ убедило меня в том, что проблем тут больше, чем достижений. Пока тут сплошные вопросы: от названия и логотипа новой газеты до выработки ее концепции. При определении структуры издания возможны два пути: первый можно было бы условно определить как «коммунальную квартиру», где у каждого есть свой «угол» (этот подход был отчасти продемонстрирован в первом номере, где присутствовали «страница политехника», «страница архитектора» и т. д.). Путь простой и одновременно тупиковый — из тысячи кроликов невозможно создать одного слона, газета СФУ не получается из механического суммирования бывших студенческих многотиражек. Второй путь сложнее, но перспективнее: выявить общие для студентов разного профиля проблемы и исследовать их с надлежащей серьезностью. Признаки такого подхода обнаруживаются во втором выпуске, который отличается от первого еще и черно-белым полиграфическим исполнением, породившим, в свою очередь, новую дискуссию: нужен ли газете цвет?

Вопрос непростой, и дело тут не только в том, что полноцветная газета гораздо дороже черно-белой (допустим, деньги на это найдутся). Как киновед (по базовому образованию) напомню, что драматургически не осмысленный цвет будет только отвлекать зрителя от существа дела.
Цвет — не техническая, а творческая проблема, он должен работать, а не присутствовать. В студенческой газете цвет может работать на первой (и последней) полосе — для привлечения внимания, в имиджево-презентационных целях, но я глубоко сомневаюсь, что для всех остальных полос удастся набрать столько значимых снимков в цветном исполнении. Так стоит ли?

Илья СУРАЕВ, креативный редактор газеты «Комсомольская правда — Красноярск»

— В свое время мне пришлось написать целую научную работу на эту тему. Как же она была сформулирована… Что-то про информационное поле вуза. Ладно, неважно. Для анализа мной была собрана внушительная кипа студенческих газет разных вузов страны моей родной. Меня поразила такая вещь — практически все эти газеты были жутко скучными, откровенно неинтересными и безликими.

Во-первых, я как визуал первым делом обращаю внимание на дизайн. Студенческие издания грешат двумя крайностями: либо дизайна, как такового, у них нет, либо верстальщик бросается в жуткую цыганскую пестроту и аляповатость. Конечно же, последнее замечание касается цветных газет.
Второе. На кого ориентирована газета? Ошибка большинства изданий в том, что они не определились с целевой аудиторией. В попытке втиснуть в одну газету материалы для студентов, преподавателей и вахтерш вуза редакция остается ни с чем. В этой ситуации для меня идеальным выходом кажется политика Новосибирского универа. Там издается сразу три газеты. Одна для преподавателей и работников вуза. Две другие для студентов (причем одну делает официальная университетская редакция, а вторую сами студенты).

Третье. Содержание газеты. Удивительная вещь, с которой я столкнулся во время моего исследования: студенты практически не читают студенческие газеты. Листают, пробегают глазами заголовки, но не читают. В чем причина? У меня две версии:

[А] — проблема в восприятии информации новым поколением. Воспитанным на клиповой концепции MTV и дизайне глянцевых журналов, студентам газета кажется неудобоваримой, громоздкой, нечитабельной, тяжелой. В этом случае надо задуматься над графической подачей материалов, краткостью текстов, емкостью языка и не ошибиться с подбором шрифта.

[Б] — проблема в качестве материалов. Многие тексты читать просто скучно. Редакторская работа во многих студенческих газетах сводится к исправлению ошибок.

В итоге всем редакторам наших студенческих газет я бы порекомендовал познакомиться с прессой европейских и американских вузов. (благо Интернет есть везде).