Ведро медалей

Вот уже пятнадцать лет доктор архитектуры Валерий Иванович КРУШЛИНСКИЙ ежегодно ездит на международные соревнования по… тяжёлой атлетике. И если первые годы у него ещё случались серебряные и бронзовые награды, то последние семь лет он приносит сборной команде России исключительно первые места. На сегодняшний момент Валерий Иванович уже десятикратный чемпион мира и Европы среди ветеранов!

Хотя чемпионские титулы на Всемирных играх и Кубках мира пришли к нему с возрастом, занятия спортом сопровождали Валерия Ивановича всю жизнь. Он занимался и футболом, и лёгкой атлетикой, и шахматами, и волейболом. В 1975-90 годы неоднократно был призёром первенства «Труда» Сибири, и не только по штанге, но и по многоборью ГТО — в комплекс входили и бег, и плаванье, и стрельба, и метание гранаты. А звание мастер спорта СССР по тяжёлой атлетике он получил ещё в 1967 году.

Первые международные соревнования, на которые Валерий Иванович поехал в ранге ветерана, проводились в Греции в 2000-м году. Для архитектора и преподавателя ИАиД эти выезды за рубеж стали ещё и профессиональными экскурсиями. Раньше увидеть архитектурные шедевры Старого и Нового света у него случая не было. За пятнадцать лет побывал в США, Австралии, Италии, Словении, Венгрии, Германии, Польше, Турции. При этом стал больше уважать русскую архитектуру: в своём основании она сильнее, чем зарубежная, а в самобытности своей — просто в мире такой нет.

С точки зрения спортивной соревнования ветеранов — всё-таки не «большой спорт», где важны мировые рекорды; жилы здесь никто не рвёт, не те мышцы, не та координация. Скорее, это праздник, и благополучные европейцы едут туда целыми семьями: посмотреть, как выступит папа, поболеть за дедушку. В развитых странах спорт ветеранов распространён не менее параолимпийского, соревнований проводится немало, а участники съезжаются из 70-80 стран.

Ожесточённой борьбы практически нет, хотя встречаются чудаки, которые продолжают играть в конкуренцию, переживают из-за медалей, лезут из кожи, доводят себя до травм и даже пользуются допингом.

У Валерия Ивановича первое время был такой конкурент — австрийский врач. Они попеременно друг у друга выигрывали, но при этом стали почти друзьями, по крайней мере, в Вене доктор медицины встречал доктора архитектуры и возил по своему прекрасному городу. Так же было и в Венгрии, где русскую группу весь день возил местный чемпион по аквапаркам, коих там множество.

Кстати, недалеко от Вены, в курортном городе Баден, после войны были госпитали, и в одном из них лежал отец Валерия Ивановича. Лет десять назад В.И. Крушлинский написал книгу «Письма войны», туда как раз вошли письма отца с фронта и ответные письма детей к нему. Книга содержит карту передвижений Ивана Крушлинского в Великую Отечественную: он возводил переправы через Днепр, Бук, Днестр, Одер… Теперь, участвуя в соревнованиях, Валерий Иванович смог проехать практически по всем местам, где воевал отец, сделать фотографии.

Из всех этих поездок и встреч очевидно: контекст у ветеранского спорта широк — эстетический, культурный, исторический, социальный. Но и сами по себе соревнования дают немало впечатлений. Например, когда выступали в Малайзии, температура и на улице, и в помещении была 42 градуса в тени, так что за гриф штанги трудно было взяться, такой он был горячий. А в Тольятти соревнования организовали в санатории. Отдыхать-то хорошо: сосновый бор, берег Волги. А вот проводить чемпионат Европы в санаторском спортзале было как-то не солидно…

Привычка к хорошей форме и как следствие — хорошей работоспособности, диктует образ жизни, считает Валерий Иванович. Чуть расходишься с формой — сразу самочувствие не то, неуютно становится. И когда говорят — я не могу выкроить один час на занятия спортом, он отвечает: «А вот пойдём в лес побегаем — и у тебя на всё остальное время появится». Потому что спортсмен более организован, и время у него спрессовано.

Сейчас Валерий Крушлинский одолевает 100 кг. Когда-то брал почти в два раза больше, но… «не нужно это особо вспоминать! Мы уже другие люди». Другие — не другие, но принципы остались те же.

Принцип Крушлинского прост: если не претендуешь на медали, ездить не надо. «А то у нас везут спортсменов, и они занимают 10-е или, 15-е место. Часто даже и не рассчитывают на медаль или получают её случайно. Но это, извините, туризм получается, только слишком высоко оплачиваемый».

А вот в штанге случайностей меньше. Если ты претендуешь на победу, то 10-е место уже никак не займёшь. «Я стараюсь подготовиться так, что иногда начинаю с веса, который обеспечивает первое место, и далее просто снимаю свои подходы. А в молодости, бывало, на соревнованиях начинал с большего, чем поднимал на тренировках. Если хорошая подготовка — появляется уверенность. Это как раз истинно спортивное качество — добавить на соревнованиях».

Д. ФИЛЬКО

Похожие материалы