Прощайте!

Памяти Р.А. Цыкина

10 марта ушёл из жизни один из старейших работников нашего вуза, заслуженный геолог Российской Федерации, доктор геолого-минералогических наук, профессор-консультант кафедры геологии, минералогии и петрографии Ростислав Алексеевич ЦЫКИН. До своего 80-летия он не дожил месяц…

Ростислав Алексеевич родился 15 апреля 1935 г. в Свердловске. С отличием окончил Днепропетровский горный институт. В 1960–1972 гг. работал геологом, начальником партии Красноярского геологического управления.

В 1968 г. без отрыва от производства защитил кандидатскую диссертацию. С 1972 г. пришёл работать в КИЦМ, в 1981 г. защитил докторскую.

Был деканом геологоразведочного факультета, проректором по научной работе, с 1985 по 1987 гг. работал в должности ректора.

В 1987 г. избирается на должность заведующего кафедрой геологии, минералогии и петрографии и работает в этой должности до 2003 г. Занимаясь преподавательской деятельностью, руководил многочисленными хоздоговорными и госбюджетными НИР, постоянно поддерживал связи с производственными предприятиями.

За полвека геологической деятельности Рости­слав Алексеевич проводил исследования на многих геологических объектах вдоль Енисейского меридиана, от границы Тувы и Монголии до Северного Таймыра. В частности, несколько лет научная группа под его руководством исследовала крупное Порожинское месторождение в Туруханском районе, для которого была предложена схема формирования типов руд, принятая геологоразведчиками.

На основных месторождениях бокситов Приан­гарья им проведена оценка состава и количества примесных элементов по конкретным объектам, разработана модель бокситообразования в карстовых коллекторах, что имеет практическое значение для разработки поисковых моделей месторождений данного типа.

Им же впервые было показано, что первоочередное значение для южных районов края имеют карстовые фосфориты, пригодные для производства дешёвой фосфорной муки. Принимая участие в детальной оценке залежей апатитов комплексного Татарского месторождения, Цыкин показал, что на базе данного объекта может быть создан завод по производству фосфорных удобрений.

Более 30 лет Ростислав Алексеевич занимался изучением пещер Красноярского края и Хака­сии, охарактеризовав в статьях и монографии основные карстово-спелеологические участки и их полости. Получил звание почётного члена Красноярского краевого клуба спелеологов.

Подготовил 7 кандидатов геолого-минералогических наук, является автором 220 публикаций, в том числе 8 монографий и 16 методических разработок по всем читаемым курсам.

Блестящее чувство юмора, весёлый нрав и общительность Ростислава Алексеевича снискали любовь и уважение его коллег по работе и многочисленных учеников. Будучи поклонником бардовской и геологической песни, он всегда являлся центром притяжения и душой любой геологической компании, будь то геологические посиделки у костра или праздничные творческие вечера. Теперь его го́лоса и улыбки будет нам не хватать…

Дирекция ИГДГиГ

И доброта, и ум, и сила

Таким запомнится Ростислав Алексеевич Цыкин всем, кто его знал при жизни.

Владимир Александрович МАКАРОВ, профессор, директор ИГДГиГ:

— Для института, геологической службы края и научной общественности это большая утрата — с такими, как Ростислав Алексеевич, уходит целая эпоха людей, которые формировали отечественную геологию. Со всех концов России и стран СНГ нам шлют соболезнования, и это неудивительно, ведь Р.А. Цыкин был крупнейшим и признанным специалистом в России и за рубежом по экзогенной геологии, по геологии карста, спелеологии: он изучил все пещеры края и не только, а это большой геологический пласт работ.

Я его знаю с 1976 года — учился у него азам структурной и четвертичной геологии, потом уже, как коллеги, работали вместе. Сильный, спортивный, энергичный, целеустремлённый — таким он мне запомнится навсегда; не раз был с ним в полях и всегда удивлялся его «заряженности»: в 6 часов встаёт, 6-7 км пробежки и — за работу! Знал все геологические песни советского времени, у костра с ним и его женой Жанной Леонидовной было легко, они — душа компании.

А ещё его заслуга в том, что сотрудники моего поколения живут в квартирах дома, который на паях с аэрокосмическим институтом построил он, когда был ректором КИЦМ. Очень болел за коллектив.

Сергей Иванович ЛЕОНТЬЕВ, и.о. зав кафедрой геологии, минералогии, петрографии, декан горно-геологического факультета ИГДГиГ:

— Ростислав Алексеевич Цыкин — первый декан геолого-разведочного факультета, а я — последний. Вижу в этом большую связь времён, ведь 41 год прошёл с того времени, как я, студент первого курса, сдавал ему первый экзамен... Вся жизнь, получается, прошла вместе, и не только моя, но и многих других сотрудников кафедры, института.

Оптимист по натуре, он с присущей ему лукавинкой нередко призывал нас: «Ну, молодёжь...» — его энергии и инициативности можно было позавидовать. Просто трудно поверить в такую утрату, ведь ещё в прошлом году на практике в Хакасии он водил студентов в маршруты — в жару, по горам и долам, считай, без воды... Уникальный по силе духа человек, и студентов воспитывал личным примером.

Последняя встреча особенно запомнилась, стоит перед глазами: ездили к нему в больницу — всё будет нормально, говорит, и 80-летие обязательно отметим, только не 15 апреля, это среда — особый день профессорского банного сообщества, в котором он был «командующим». И не 16-го, уточняет, потому что у директора института день будет занят, поэтому заказывайте на 17 апреля. Не получилось...

Его научное, образовательное и методическое наследие изучают поколения, но самый большой подарок всем нам он сделал буквально накануне, инициировав издание материалов по истории нашей кафедры. Из всего красочного многообразия выделяю два фото: 1973 год — Ростислав Алексеевич впервые вывез студентов на практику на Иткуль, теперь там у нас настоящая база учебных практик «Комета». И 1974 год — там же он впервые провёл студенческую спартакиаду, а в прошлом году сороковую! Говорил: геолог должен быть сильным и духом, и телом.

Анатолий Максимович САЗОНОВ, профессор, доктор геолого-минералогических наук:

— Именно Ростислав Алексеевич пригласил меня в своё время из Томского политехнического университета. Он занимал должность проректора по научной работе, а когда я приехал, он уже был ректором КИЦМ. Лично мне он помог адаптироваться в коллективе института, настоял, чтобы выделили квартиру...

В процессе совместной работы многое узнал о нём как о человеке и преподавателе. Цыкин пришёл в институт с производства и сразу внёс изменения в программы учебных курсов — перестроил такие специфические дисциплины, как геоморфология, геотектоника, историческая геология и др.

Ростислав Алексеевич был человеком незаурядным, наряду с большим опытом работы в геологических партиях обладал энциклопедическими знаниями, был мудрым преподавателем, методистом. Дисциплины, которые он вёл, отличались практичностью и высокой степенью научности. А ещё он говорил, что гео­логу кроме ума и молотка необходима крепкая физическая подготовка. Не все могли выдержать его темп, когда нужно было ходить целый день по слякоти, бездорожью, по жаре. Никогда не только не жаловался, но и показывал пример —
как надо.

Пётр Васильевич ПОЛЯКОВ, профессор ИЦМиМ, заслуженный металлург РФ:

— Ростислава Алексеевича я бы сравнил с былинным богатырём, у которого и доброта, и ум, и сила. Например, Добрыня Никитич. Мне казалось, что Ростислав Алексеевич точно вписывается в этот образ. Потому что из доброты вытекает множество других его ценных черт: уживчивость, неконфликтность, желание помочь ближнему — всего этого у него было в избытке. Ум — высокий профессионализм, работоспособность. И я бы сказал — расторопность, умение выходить из не очень приятных ситуаций и решать проблемы.

Что касается силы — особая тема: мы с ним были в одном физкультурном обществе, и поскольку он был крупногабаритный мужчина, то у нас была к нему некоторая белая зависть. Помню, ещё до перестройки были соревнования ГТО для ветеранов, и мы с ним конкурировали; но там, где требовались длинные ноги и большая масса, он меня побеждал. Конечно, у него была сила — он же геолог и профессиональный спелеолог!

Но и испытания не обошли его стороной, особенно в связи с болезнью супруги Жанны Леонидовны. Как он их выдерживал — одному Богу известно. Но очень мужественно, и это тоже характерная для него черта.

Он много времени провёл в тайге, то есть в маленьком коллективе, в котором некомпанейские люди просто не приживаются. Неунывающий, в безнадёгу не впадал, старался конструктив найти, — таким я его знал всегда. Поэтому осталось чувство очень большой симпатии, уважения. И скорби.

Подготовила Любовь ГАБЕРБУШ

Похожие материалы