специальный корреспондент
Известный журналист провел свой мастер-класс в форме диалога

Начало ноября в Красноярске было отмечено Днями журналистики и телевещания, посвященными 50-летию Красноярского отделения Союза журналистов России. В рамках празднования юбилея краевой центр посетили столичные «звезды», мастера высшего пилотажа отечественной журналистики: Светлана Сорокина, Антон Хреков, Виталий Лейбин.

Наш корреспондент выбрала мастер-класс спецкора «Известий» Дмитрия Соколова-Митрича, 32-летнего журналиста, автора книги «Нетаджикские девочки» и обладателя Гран-при X фестиваля православных телефильмов «Радонеж» за сценарий к фильму «Путь к спасению» (наградой стала паломническая поездка к мощам святителя Николая в Италии).

Замечательные явления, которые никто не замечает

«Гражданская позиция журналиста. Выбор темы и ее воплощение» — так назывался мастер-класс Соколова-Митрича. Однако с первых же минут встречи он дал понять собратьям по перу, что у гражданской позиции есть обратная сторона медали, поскольку эта самая позиция - одна из форм предвзятости. Допустим, журналист постоянно освещает национальную тему и выражает мнение относительно того, что этническое меньшинство в России просто загнобили. Приезжает на место событий, а там выясняется, что оплошал как раз представитель этнического меньшинства. Как тут быть? Гражданская позиция подобно магниту может притягивать необъективное описание события. Она в большей степени присуща публицистам, а те, кто имеет дело с оперативной информацией, не должны руководствоваться заданным видением темы, а реагировать на реальность, как она есть, и «перышко» не должно быть «бронзовым», «железным» и т.п. Сняв, таким образом, оковы чего-то монументального, пафосного со своего образа, далее Митрич перешел на диалог с аудиторией.

Собравшихся интересовало то, как известинец ищет и разрабатывает темы. Он ответил предельно откровенно: «В этом смысле я человек абсолютно бессистемный. Часто темы приходят по наитию, интуитивно. Регулярно обращаюсь к новостным лентам различных, в том числе и региональных агентств. Мне нравятся замечательные явления, которые никто не замечает! Например, недавно написал очерк о провинциальном кинотеатре».

На поиск авторской темы у спецкора уходит, по его признанию, половина всего рабочего времени. А чтобы подготовить к печати полноценный качественный репортаж требуется, как правило, месяц, а то и три.

Оправданное коварство

Любопытно, что Дмитрий пришел в журналистику литературным критиком. Однако это дело вскоре показалось ему скучным, и он попытался работать в газете в отделе права, а затем стал ездить в командировки, писать очерки, репортажи. «Когда пишу, стараюсь, чтобы линия чтения не была прямолинейной, чтобы читатель до конца не был уверен, что он уже все знает: надо уметь растянуть парадоксы до самого финала…» Бывает, журналисту нужна определенная хитрость, даже подчас коварство.

— Однажды я узнал о жуткой ситуации в одном из детских домов Тверской области, — вспоминает Митрич. — При попустительстве директора детдома власть над детьми фактически перешла к старшеклассникам. Это, поверьте, хуже чем зона. Старшие заставляли младших ребятишек воровать, торговать собой — зарабатывать для них деньги любой ценой. Зная, насколько конфликтна тема, я пошел на своего рода коварство: договорился с одним американским фотографом и под видом заботы международных организаций о детских домах мы проникли на интересующий нас объект. Результатом визита стал репортаж под названием «Колыбельная для мафии».

К счастью, ситуация в детском доме после этого репортажа изменилась к лучшему. Но не всегда удается этого добиться. Увы, функции журналистики конечны: материал написан, опубликован, и это все, что журналист может сделать; требовать от него перемен как последствий публикации — неправомерно.

Момент истины

Соколов-Митрич признал, что «Известия» до сих пор в поиске своей аудитории. В газете существует еженедельный график дежурств, когда так называемая «свежая голова» (в этом качестве выступает сотрудник редакции) обозревает всё, о чем написали другие крупные и авторитетные СМИ. «Мы не пропускаем мимо яркие, интересные темы, которых уже коснулись наши коллеги в других газетах, - замечает журналист, - к примеру, произошло какое-либо событие – его осветили и забыли. Проходит время — «Известия» вновь обращаются к прежней теме, допустим, интересуются результатами расследования причин авиакатастрофы, пытаясь выявить момент истины.»

Дмитрий обратил внимание местных журналистов на новое явление в информационном поле — блогосферу. Блоги в Интернете пока еще не имеют официального статуса средства массовой информации, но, как показывает практика, это явление по степени воздействия на аудиторию нельзя недооценивать. У Митрича тоже есть свой Живой Журнал.

— Я размещаю в блоге свои публикации, отслеживаю реакцию на них. Бывает, поправляют кое-что, подсказывают темы, редко, но случается, что и пристыдят. Виртуальное общение, хотя и отнимает много времени, безусловно, помогает в работе.

Убрать все лишнее

Соколов-Митрич сравнивает газетный репортаж с кавказским танцем – экспрессия бешеная, но в то же время энергия сдерживается, чтобы читатель сам все прочувствовал.

— Помню, ехал в одном автобусе с родителями детей, погибших в авиакатастрофе, и больше всего меня поразил тот факт, что в дороге многие из них не скорбно молчали или перешептывались, а как-то уж очень приподнято, громко, оживленно, едва ли не весело разговаривали. Я был в шоке. Но после бесед с психотерапевтами и психологами понял, что как раз такое экзальтированное настроение и есть высшая степень проявления переживания, скорби. Похоже, мне удалось трагическое состояние родителей передать в материале, потому что последовали эмоциональные отклики читателей, звонки…

Высший пилотаж — когда опубликованный репортаж становится почти готовым сценарием для документального фильма (фильм «Путь к спасению»). Однако телевидение – не главное в жизни Соколова-Митрича. Он убежден, что в рамках телевизионного жанра нельзя так глубоко раскрыть тему, как в газете, и остается верен призванию.

Вера КИРИЧЕНКО