мы учимся в СФУ или где?
Ведущая рубрики _ Т.А. Феньвеш

Уважаемая редакция!
Создание Сибирского федерального университета — это не просто актуальная тема, это процесс, затронувший нас всех. Процесс, который, как нам кажется, не так уж прост и быстр. Ведь объединились вузы, каждый из которых по-своему уникален, в каждом из которых сложились свои гласные и негласные традиции и обычаи. Честно говоря, невольно встает вопрос: а где мы сейчас на самом деле учимся — в СФУ? или все-таки в «цветмете», «политехе», «госе» и «архитектурном»?...
В статье «Мы и они», опубликованной в УЖе, Т.А. Феньвеш затронула проблемы взаимодействия групп. Ведь создание СФУ - это искусственный процесс объединения очень разных групп, и потому очень сложный и неоднозначный. В связи с этим нам очень хочется узнать мнение Татьяны Анатольевны о том, где же мы теперь учимся?...

Антон Боровиков и Евгения Борисова,
студенты 4 курса ППФ.

Объединение четырех ведущих вузов нашего города в единый Университет можно рассматривать под разными углами и с различных точек зрения. С административной точки зрения, с точки зрения преподавателей и сотрудников. Можно, удалившись за пределы нашего края, и с федеральной точки поразмышлять. Но вопрос нам задали студенты, так что с них и начнем.

Как начать ощущать себя студентом СФУ, если сам СФУ пока что существует в основном в виде административного решения? Идентифицировать себя с решением трудно, я бы сказала, и вовсе невозможно. Впрочем, оно (решение) на это и не претендует. Оно лишь создает схему условий, в рамках которой СФУ со временем материализуется как вполне конкретный вуз. Со своей спецификой, культурными особенностями, историей. Абстрактная схема должна наполниться жизнью, и это зависит от нас с вами.

С этих позиций вполне естественным выглядит тот факт, что студенты бывших вузов, не имея возможности идентификации на данном этапе становления СФУ, продолжают ощущать себя «кгушниками», «политеховцами», «цветметовцами», «архитекторами». Правда, никаких специальных исследований на этот предмет масштабно не производилось, однако дело обстоит, скорее всего, именно так. И это в текущей ситуации нормально. Ведь для студентов за истекший период существования СФУ фактически ничего не изменилось. Для себя они продолжают учиться в формате прежних факультетов, структуры которых изменены пока достаточно формально. Среда общения в процессе учебы не претерпела сильных изменений, отсюда нет оснований и ощущать себя как-то иначе. «Смутное время» и студента, и преподавателя заставляет быть настороженными, чрезмерно критически или вовсе негативно относиться к происходящему. «Мы» не торопимся быть лояльными по отношению к «другим». Идет тихая, некровопролитная «война всех против всех». Отсюда и стремление вернуться к старым идентификационным кодам. Так вроде бы и спокойнее, и удобнее.

Но все это, полагаю, лишь недоразумения и трудности роста. Роста новой культуры, новых отношений. Возможно, сейчас сам факт этого воспринимается негативно как символ ломки старого, привычного, понятного. Как бы банально это ни звучало, но ломка старого и создание нового – всегда болезненный процесс. Однако, раз уж мы (без кавычек) есть, то нам и следует формальную часть нашего существования в СФУ, сейчас преобладающую, заменять живой, деятельной. Впрочем, строить прогнозы – дело неблагодарное, а давать советы – и тем более.

Ну что же, «времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».

От редакции.
Пользуясь случаем, поздравляем Т.А. Феньвеш с выпуском электронного авторского учебно-методического комплекса «Социальная антропология. Конспирология».