Полёт нормальный

От «Путешествия из Петербурга в Москву» и поэмы «Кому на Руси жить хорошо» до наших дней

Вечный российский вопрос «кому жить хорошо?» волнует нас и сегодня. Интересно посмотреть на эту проблему глазами нынешнего поколения молодёжи. И посмотреть осмысленно, с позиций социологического знания, ибо целью изучения социологии в вузе является в том числе способность несколько лучше понимать окружающих людей, их пристрастия и мечты, их опасения и несчастья. Фактически социологическое мышление может сильно способствовать нашей общей солидарности.

Итак, студентам, изучающим социологию в ИАиД и ИСИ, было предложено сначала провести опрос, а затем на основе его результатов подготовить доклад для конференции. В группу тех, кто выразил желание участвовать в проекте, вошли Виктория ЧУГУЕВСКАЯ (готовила основной доклад и презентацию), Светлана ОТМАХОВА, Сергей АЛЮКОВ, Павел КИЛИН (содокладчики). Все они — студенты–экологи 4 курса ИСИ. Они же участвовали в опросе студентов 4 курса ИСИ. Кроме того, в опросах студентов 1 курса ИАиД под руководством доцента кафедры философии Гуманитарного института А.И. ЛИПНЯГОВОЙ принимали участие Наташа СПИРИДОНОВА, Екатерина НАРЕЙКО, Анастасия КОРОЛЁВА, Анна ПАВЛЮКОВА, Екатерина КОЗЛОВА, Марина СОСЕДОВА. Всего опрошено 191 человек. Опросы студентов проводились в течение апреля 2015 года.

Ожидаемо, что на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» преобладали (60%) ответы вроде: чиновникам, депутатам, олигархам, тому, кто имеет власть и деньги; человеку с двойным гражданством...

Вторая группа ответов на этот же вопрос заставила испытать чувство гордости за молодёжь, за поколение, которому принадлежит будущее: «хорошо жить на Руси честному человеку. Примером может служить академик Д.С. ЛИХАЧЁВ»; «тому, кто счастлив», «кто любим и кто любит»; «кто нашёл себя в жизни, занимается любимым делом».

«Я считаю, — пишет студент­ка 1-го курса, — что многим людям хорошо жить в нашей стране, ведь мы получаем бесплатное среднее образование, медицинскую помощь». Другая студентка убеждена, что плохо только тем, кто не может увидеть окружающие его хорошие вещи, которых в России достаточно. Аналогичные ответы: «тем, кто уважительно относится к народу России и её истории»; «кто живёт по закону и совести». Так написали 32% опрошенных. Были и такие одиночные ответы: «никому»; «не знаю кому»; «на Руси трудно жить без хорошей зарплаты». Один студент написал: «Хорошо мне». И вот очень трогательное: «Лучше всего живут маленькие дети. Моему любимому брату 9 месяцев, и он постоянно улыбается и живёт в истинной любви».

При ответе на вопрос «Что для вас означает жить хорошо?» 55% опрошенных отдали предпочтение семье, её ценностям и ценностям общественным: «чтобы у родителей всё было хорошо»; «когда все здоровы»; «жить не только для себя, но и на благо общества»; «хорошо видеть своих близких рядом и жить в такой могучей стране — России».

Большое внимание в своих ответах студенты уделили нравственным проблемам, вопросам образования, финансового и материального благополучия, будущей работе. «Хорошо, когда всё стабильно и тепло»; «когда работа доставляет удовольствие»; «мне хорошо, когда люди вокруг добры и улыбаются»; «хорошо успевать как можно больше».

Самые многоплановые ответы получены на вопрос «Что для вас плохо?». Их анализ позволяет выделить проблемы, волнующие молодёжь. «Плохо, что ты можешь принести лишь малую долю какой-либо пользы миру»; «плохо, когда люди вою­ют». «Я патриот своей страны и не хочу, чтобы народ страдал, а особенно россияне, — пишет один студент. — Россия — великая держава. Она заслужила процветания, а русский народ — лучшей жизни». Затрагиваются и вопросы духовные: «Плохо жить без Бога»; «плохо культурное и моральное разложение общества».

Вызывает беспокойство у студентов возможность не самореализоваться в жизни, жить впустую, только для себя; прожигать время, занимаясь бесполезными делами. Другие в том, что плохо, признают и свою вину: «Одно плохо — ленюсь я сильно»; «Плохо, когда ты не понимаешь, что творится у тебя в голове».

Тем не менее оптимизм, вера в свои силы, свою семью, творческую, достойно оплачиваемую работу рефреном проходят в большинстве ответов на последний вопрос теста: «Как вы думаете, что ждёт вас и вашу семью через 5-10 лет?». Вот некоторые ответы: «нас ждёт большое будущее. Главное — иметь цели и стремиться к ним»; «выйду замуж, рожу богатыря»; «на­деюсь, что те усилия, которые я прилагаю к учёбе, отразятся на моем будущем», «я буду любить свою работу, помогать семье, заведу собаку». И вот ещё трогательное: «Я думаю, что хорошо закончу институт и смогу исполнить все мечты своих родителей. И я надеюсь, что мои бабушка с дедушкой доживут до того, когда я смогу свозить их на парад 9 Мая на Красной площади». Часто присутствует трезвый взгляд на вещи: «всё зависит от цены на нефть и внешней политики других стран» или «мою семью ждёт полная выплата ипотечного кредита, благополучие и достаток». Впрочем, некоторые студенты в мыслях о будущем не заходят далеко: «не то что не могу ответить на этот вопрос, просто боюсь на него отвечать». И есть даже довольно мрачный ответ: «Я думаю, что всё разрешит война в эти ближайшие 5-10 лет, и ни у кого не будет будущего». Причем автор в конце добавляет: «Я — оптимист».

Что ж, сказать однозначно, что студенты вслед за Радищевым и Некрасовым разрешили до конца вечный вопрос «Кому вольготно, весело живётся на Руси?», было бы неверным. Но как резюмировала основная докладчица по этой теме Вика Чугуевская (гр. АФ11-21): «У всех свои критерии этого «хорошо». Но если начать с себя, нащупать эту тонкую грань между нуждой и излишеством, тогда человек займётся духовными ценностями и, удовлетворяя их, получит настоящее чувство счастья».

В. ГУРИНА, к.и.н., доцент кафедры социологии ИППС СФУ

Похожие материалы