Аналогов нет

Как минимум 30 представителей различных мебельных компаний Красноярска приехали посмотреть и оценить дипломный проект выпускниц Института архитектуры и дизайна СФУ. Проект «Коворкинг-центр для штаба Универсиады-2019» вообще во многих смыслах стал знаковым.

Во-первых, он будет реализован.

Далее — проект демонстрирует тот самый вклад самих студентов в грядущую Универсиаду, ради которого она и проводится. Тема коворкинга оказалась новой для института (а потому интересной). Большинство же мебельщиков-практиков вообще впервые услышали это слово — коворкинг — и взяли на заметку. Наконец, дан пример, которому, как надеется руководство университета, последуют другие институты. И начнут предлагать свои проекты как для успешного проведения Универсиады, так и для развития университета в целом.

Мы беседуем с Ириной Влади­мировной ЯНГУЛОВОЙ, старшим преподавателем кафедры дизайна, одним из руководителей проекта. Она закончила наш архитектурный в 1997 г., много лет работала на мебельном производстве. Новый профиль кафедры по дизайну мебели считает очень перспективным — специалистов такого направления в России практически нигде не готовят.

— Ирина Владимировна, а какая тема для диплома всё-таки лучше? Та, которая не привязана к конкретному месту и даёт простор фантазии, или реальный заказ?

— Конечно, реальный заказ — это здорово. В первую очередь — студенты выезжают на обмер, это тоже часть работы, которую им придётся выполнять впоследствии. Общение с заказчиком, совместное формулирование техзадания опять же очень важно. А что касается фантазии — мышление у ребят ещё не консервативное, в памяти свежи полученные знания о новейших технологиях в мебельной индустрии, знания по композиции, колористике, моделированию пространства и т.д. Так что синтез получается удачный.

— Другие реальные заказы у них уже бывали?

— Мы сами вызвались проектировать стойку администратора для спортивного комплекса «Спартак», входную группу для «АК Барс» банка.Также ребята разрабатывали проект кухни для потенциального заказчика в коттеджном посёлке. И Сергей МУРАДЯН предложил такой необычный проект, что вызвал много споров и в среде архитекторов, и у профессиональных дизайнеров. Кое-кто говорил, что это не может быть реализовано. А вот практикам-мебельщикам, когда они эту кухню увидели, она так понравилась, что одна из мебельных компаний заявила: мы будем её делать. Просто чтобы выставить в своём салоне как образец: вот как мы умеем!

— Расскажите, как студенты работают над тем или иным проектом.

Анна МОРГУН, один из авторов проекта:

— Для меня это был первый опыт и работы с конкретным заказчиком, ориентации на его вкус, и подготовки продукта совместно с другим дизайнером, соотнесения наших представлений. Думаю, проект у нас получился, и для меня, наверное, день, когда я увижу его воплощённым, станет самым ярким событием в жизни.

— Дизайн мебели — это не просто дизайн предмета, а полноценный средовой проект. Там учитывается и пространство, и стиль, и материалы, и эргономика. В этом смысле нам повезло — вокруг направления собрались талантливые и увлечённые люди. Руководство студенческими работами получается мультипрофильное. Дипломные проекты этого года мы готовили вместе с доцентом кафедры П.П. ЗВОНАРЁВОЙ.

Всего наши бакалавры разрабатывают за весь период обучения 12 проектов: от набора предметов мебели для детей дошкольного возраста в игровом пространстве (стульчик, детская качалка, игровые модули) до масштабных общественных объектов.

Перед любым проектом, учебным ли, курсовым или дипломным, вначале даётся вводная лекция. Мы смотрим аналоги, реализованные проекты дизайнеров с заслуженным мировым именем, материалы, которые используют для того или иного случая. Кроме того всегда важен не только внешний вид, но и философия места, философия изделия.

Следующий этап — клаузура, т.е. быстрый проект. Ребята приходят с красками, пластилином, картоном и в течение 4-х часов занятия пытаются создать несколько вариантов разных образов проекта, креативят. Потом обсуждаем каждую работу: кто что хотел сказать, какую концепцию из этого можно вытащить. Сравниваем.

Интерес к проектам наших студентов очень большой. Поскольку я сама в прошлом производственник и работодатель, могу вас уверить — ни с заказами, ни с трудоустройством у наших студентов проблем не будет. Мебельщики-производители к нам приходят не только на защиты дипломных, но и курсовых работ. Смотрят, критикуют, задают вопросы — но чаще говорят: слишком уж вы строги к студентам, высокую планку им задаёте. А сами себе присматривают ребят, приглашают на работу; даже тех, кто ещё не закончил, на лето берут. И отмечают: профессиональный рост происходит очень быстро.

— Как появился проект коворкинг-центра?

— К нам обратилось руководство университета, конкретно — проректор по организации и сопровождению проектов Роман Геннадьевич ШОРОХОВ. Сначала нам просто дали тему — разработать мебель для штаба Универсиады, обозначили набор условных предметов, какие там должны быть. Чёткого техзадания по цветам, размерам не было. Те или иные ограничения, уточнения появлялись по ходу дела. Например, мы получили регламент по материалам: они должны быть экологически чистые, доступные и недорогие. Поэтому использовали металл и фанеру.

Сергей ГОЛОВАТЫЙ, руководитель штаба Универсиады СФУ, председатель Совета обучающихся СФУ:

— Я очень доволен итоговым проектом. Авторы дизайна смогли соединить в гармоничное целое символику университета и Универсиады и сделать коворкинг-зону функционально удобной и очень современной. Вообще, это отличный пример того, что в подготовку Универсиады втягиваются студенты, и результат получается отличный!

Вообще большим плюсом оказалось то, что мы постоянно встречались с заказчиком. Бывает, что заказчик не участвует, и тогда в студенческих проектах отчасти присутствует наше видение, преподавателей. В данном случае мы предоставили заказчику объяснять задачу. Это стало отличной школой!

— Помещение, выделенное под коворкинг-центр, достаточно тесное), а на макетах всё выглядит так просторно, не давит...

— В этом и состоит задача дизайнера: чтобы было красиво и функционально. А помещение действительно небольшое, отсюда и родились эти треугольные столы, которые занимают немного места, но прекрасно компонуются в пространстве: во-первых, можно сидеть за столиком с трёх сторон, а во-вторых — составлять в любой комбинации.

К форме треугольника Аня МОРГУН, одна из двух авторов проекта, пришла сама. Поскольку мы обсуждали, что мебель должна собираться, разбираться, быть трансформируемой, подниматься, опускаться — эта задача сложения-разложения вызвала концептуальное решение в стиле оригами, очень удачное, на мой взгляд.

Аня вообще большое внимание уделяет мелочам, любой проект доведёт до винтика. Есть такие специалисты, кто размашисто — раз, два — нарисовал, красиво! Выполнить можно, но по мере реализации всё время будет обнаруживаться, что автор до конца не успел продумать то, другое… А Аня все торцы, уголочки, соединения прорисует, продумает и обоснует. Не просто как ножка к стулу крепится, а вариант художественного решения крепления. Или, например, она сразу подумала о том, куда повесить сумму, предусмотрела сзади крючок, в который красиво и изящно переходит металлическая линия каркаса. Ей всегда приходят в голову эти мелочи.

Мягкую мебель для проекта делала Кристина БОНДАРЕНКО. Кристина — совсем другая история. От неё долго нет результата, зато потом враз как выдаст — и подачу, и концепцию, и компоновку!

Кафедра дизайна оформлена подрамниками студенческих проектов. На одном из них — скамейка  с павильоном для заповедника «Столбы» — «Металлический лес». Проект получил 1 место на конкурсе по благоустройству городских пространств, который объявлял РУСАЛ. Автор — Ирина ФИЛИПСКАЯ.

Кафедра дизайна оформлена подрамниками студенческих проектов. На одном из них — скамейка с павильоном для заповедника «Столбы» — «Металлический лес». Проект получил 1 место на конкурсе по благоустройству городских пространств, который объявлял РУСАЛ. Автор — Ирина ФИЛИПСКАЯ.

— Похоже, вы и как преподаватель, и как дизайнер довольны результатом?

— Проект не просто соответствует своей функции, он получился очень индивидуальным. Аналогов ему нет, поверьте. И очень важно, что он эргономичный, это тоже надо отметить. А то знаете как бывает: стул красивый, но сядешь на него — неудобно! У наших девчонок все эргономические параметры соблюдены: и линия спинки, и расстояние от пола, и сиденье… У Ани оно чуть под наклоном, колени будут приподняты, но это разгрузит давление на ноги.

— Для запуска в производство всего этого уже достаточно?

— Конечно. Ведь помимо графической части дипломный проект включает пояснительную записку с чертежами, узлами, экономическими расчётами. И я уверена, что найдётся немало фирм, которые будут рады выполнить этот заказ. Потому что это и интересно, и престижно — оформить общественное пространство в СФУ.

В. ЕФАНОВА
Е.А. ТУРТАПКИНА, заместитель проректора:

— Это был первый опыт сотрудничества с кафедрами в плане сопровождения студенческих курсовых и дипломных проектов, заданных в тематике Универсиады. В 2019 году всех нас ждёт большое событие — мы будем принимать у себя Всемирные студенческие игры, поэтому очень важно, чтобы университет использовал этот шанс по максимуму. И дизайнеры очень порадовали: они не только одни из первых откликнулись на наш призыв, но и довели проекты до конца. Надеемся, что в новом учебном году мы продолжим это сотрудничество. Задач много, нам также нужны архитекторы, строители, экономисты, социологи — словом, все. Очень рассчитываем на наших талантливых студентов и их неравнодушных руководителей.

Похожие материалы