По героическому маршруту


Вначале это казалось практически неосуществимым — по разным, в том числе и политическим, причинам. Но вот стало реальностью — благодаря неравнодушным гражданам трёх стран. А это та самая «народная дипломатия», которая порой бывает намного эффективней действий правительств!

4 августа в Красноярском аэропорту «Емельяново» совершили посадку два раритетных американских самолёта марки DС-3 (гражданский вариант всемирно известного военного «Дугласа» С-47) с российско-американскими экипажами. На борту самолётов крупными буквами на русском и английском языках было написано «АЛСИБ 2015».

На фото: участники перелёта  и ветеран воздушной трассы  В.Г. Ряховская. Красноярск,  4. 08. 2015

На фото: участники перелёта и ветеран воздушной трассы В.Г. Ряховская. Красноярск, 4. 08. 2015

Хроника событий

Началось всё с инициативы рядового американца — 29 января 2013 года президент и председатель фонда «BRAVO 369 Flight Foundation» Джефф ГИР объявил о планировании перелёта на самолёте АТ-6 «Тексан» от Грейт-Фолс (США) до Красноярска (Россия). Цель — повторить «ленд-лизовский» маршрут времён Великой Отечественной войны.

Далее — цепь встреч с представителями обоих государств — людьми, принимающими решения и дающими разрешения. Вроде бы все «за», но реальных действий не происходило в течение долгого времени. Пока случайно об этой инициативе не узнал россиянин Сергей БАРАНОВ (такой же фанат авиации, как и Джефф Гир) и загорелся идеей участвовать в проекте.

Опустим неимоверное количество согласований, которые пришлось собрать Сергею Николаевичу, но в итоге именно летом 2015 года, несмотря на санкции и т.п., проект получил поддержку со стороны практически всех, имеющих к этому отношение, российских ведомств и госструктур. Решение мудрое: в очень непростое время очередного противостояния и в год 70-летия Великой Победы напомнить миру тот пример плодотворного сотрудничества стран антигитлеровской коалиции, которое и привело (не побоимся пафоса) к спасению жизни на Земле в 1945 году.

Приобретённые «Русавиа» два самолёта-ветерана DC-3, выпущенные в США ещё во время войны и участвовавшие в боевых действиях, вылетели из аэропорта в городе Грейт-Фолс (штат Монтана) 20 июля. Пролетели с остановками на дозаправку и отдых экипажей через канадские города Форт-Нельсон и Уайтхорс, затем были Анкоридж, Фэрбенкс (24 июля) и Ном на Аляске (25 июля).

Дальше — российский участок трассы: 27 июля — Анадырь, 30 — Магадан, 31 —Якутск, 3 августа — Братск, с 4 по 7 августа — Красноярск.

Ветераны в небе

Один из самолётов был назван в честь лётчика-космонавта Алексея ЛЕОНОВА, первым вышедшего в открытый космос, второй — в память о маршале авиации Евгении ЛОГИНОВЕ — командире авиакорпуса времён войны и первом министре гражданской авиации СССР.

Машины вели смешанные экипажи. Первые пилоты — граждане России, вторые — граждане США. Пилоты-россияне: организатор и руководитель проекта Сергей Баранов, его дочь Елизавета, Валентин ЛАВРЕНТЬЕВ и Александр РЯБИНИН. США представляли профессиональный пилот-инструктор Фрэнк МОСС и его сын пилот Глен МОСС. Бортинженеры — россияне Павел МУЛЬ, Николай ДЕМЬЯНЕНКО и канадец Джон МАКИНСОН.

«Дугласы», выпущенные один в 1942, другой в 1943 году, после войны эксплуатировались в США на грузовых рейсах. Со ставших «гражданскими» машин было снято противообледенительное и кислородное оборудование. Средства связи и радионавигации — штатные, того далёкого времени. Несмотря на почтенный возраст, самолёты имеют современные сертификаты лётной годности.

Красноярск встретил дождём и радушием

В Красноярске в аэропорту «Емельяново» участников перелёта, несмотря на дождь, ждал почётный караул и военный оркестр в форме 1940-х. Два флага, два государственных гимна — России и США. Для отца и сына Мосс это было неожиданностью. Заметно волнуясь, при первых звуках гимна своей Родины они приложили правую руку к сердцу, как это принято в их стране.

Приветственные слова первого заместителя губернатора Красноярского края С.А. ПОНОМАРЕНКО и ветерана трассы Валентины Георгиевны РЯХОВСКОЙ. Ответные слова участников перелёта:
«…посвящаем его советским и американским авиаторам, сотрудничеству двух стран в борьбе против фашизма».

Торжественной и интересной получилась встреча с главой города Красноярска Эдхамом Шукриевичем АКБУЛАТОВЫМ. Американский пилот Фрэнк Мосс сказал следующие слова: «… Наша страна предоставила вашей стране боевые самолёты. Но это был всего лишь инструмент для борьбы с врагом. Да, это был хороший инструмент, но важно было — в какие руки он попадёт».

О том, что самолёты попали в надёжные руки, гостям рассказали на примере эскадрильи «Красноярский комсомолец». Десять самолётов Р-39 «Аэрокобра» приобрели весной 1943 года на деньги, собранные молодёжью Красноярского края и передали в состав 21-го гвардейского Краснознаменного истребительного авиаполка — одного из самых результативных в годы войны. Лётчики полка на «Аэрокобрах» с октября 1943 по май 1945 года сбили 208 вражеских самолётов при 19 своих потерях. Десятикратное преимущество! Американские пилоты, услышав эти цифры, переглянулись и не смогли сдержать возгласов восхищения.

В память о лётчиках эскадрильи «Крас­ноярский комсомолец» в Красноярске была выпущена серия коллекционных конвертов, коллаж из которых глава города подарил руководителю перелёта С.Н. Баранову.

Вечером 5 августа в Библиотеке СФУ поисковики Военно-инженерного института А.В. МАТВЕЕВ и В.В. ФИЛИППОВ, уже несколько лет ведущие расследование авиакатастроф лётчиков-перегонщиков на красноярской земле, рассказали участникам перелёта о поисковых экспедициях на места падения самолётов и об увековечении памяти погибших пилотов.

6 августа легендарные «Дугласы» летали над Енисеем и заповедником «Столбы», а рано утром 7 августа в аэропорту «Емельяново» снова мягко зарокотали моторы самолётов-ветеранов и — на взлёт! 7 августа — Екатеринбург, 8 августа — Москва, 25 августа — участие в работе Международного аэрокосмического салона МАКС-2015, где самолёты были торжественно переданы в фонды Центрального музея Вооруженных Сил России.

Вячеслав ФИЛИППОВ,
Военно-инженерный институт

Похожие материалы