Топ-менеджеры в роли студентов,
или Магистратура для профессионалов


Спрос на магистерские программы в современной России неуклонно растёт, ведь это совершенно иной подход к завершающей стадии получения высшего профессионального образования. Он ориентируется на то, что обладатель диплома предшествующего уровня уже определил для себя сферу деятельности и, совмещая её с учёбой, стремится повысить уровень своей профессиональной компетентности. Такого востребованного на рынке труда обладателя университетского диплома сегодня готовит Институт цветных металлов и материаловедения. На этот раз заказ на подготовку специалистов по магистерской программе «Металлургия цветных металлов» СФУ получил от компании РУСАЛ.

— Учитывая географию территорий присутствия компании-партнёра, мы готовим специалистов мирового уровня, — говорит директор ИЦМиМ Владимир БАРАНОВ. —Понимая сложности, возникающие при организации обучения по технологическим магистерским программам с отрывом от производства, разработали вариант модульной подготовки с элементами дистанционного обучения. Для данной технологии разработаны соответствующие программы и дистанционные курсы, имеется необходимое современное оборудование. Уверен — с задачей справимся.

— Перед всеми, кто занимается реализацией этой программы, стоит непростая, но достаточно амбициозная цель — расширить горизонты знания у людей, уже состоявшихся в профессиональном плане, чтобы они могли получить импульс для перехода на качественно новый уровень компетентности, — считает руководитель магистерской программы, зав. кафедрой металлургии цветных металлов Наталья БЕЛОУСОВА. — Некоторые студенты группы имеют не одно высшее образование, но при этом многие отмечают, что многоплановость производственных задач требует комплексного подхода для их эффективного решения. Возникает необходимость привлечения знаний из смежных областей, и чем больше круг обязанностей сотрудника компании, тем больше «точек контактов» с неизвестным. Наши студенты прекрасно понимают, зачем опять пришли в вуз, и ответственно подходят к процессу обучения, стараясь на всех занятиях получить максимум полезной информации, чтобы впоследствии использовать её на своём рабочем месте.

К слову сказать, нынешний курс особый: за знаниями в ИЦМиМ пришли производственники статусного ранга; сегодня они обычные студенты необычной группы — ЦМ15-25М.

Василий МЕРЖИЕВСКИЙ, руководитель филиала ООО «РУС-Инжиниринг», компании РУСАЛ в г. Красноярске:

— Чувствую себя не просто нормально — свободно! Один возраст, один уровень — в группе есть начальники цехов, начальники ПТО и даже управляющие директора, то есть люди, прошедшие не одну карьерную ступень.

И география впечатляющая — Новокузнецк, Шелехов, Братск, Красноярск, Саяногорск.

Собрались с одним общим желанием: повысить профессиональную квалификацию, работая в команде.

Без этого умения добиться хорошего общего результата нереально, поэтому на лекциях много дискуссий: обсуждаем темы, формулы, детализируем задачи — интересно! Статусность?! Не мешает абсолютно. Я ведь начинал рядовым слесарем, потом стал мастером участка, начальником цеха, сейчас — руководитель филиала. Мы должны не только обслуживать оборудование, но и понимать всю технологическую цепочку в создании алюминия — от минерального боксита до товарной продукции. А с другой стороны: кто такой менеджер? Это человек, который умеет управлять, во-первых. А во-вторых, способен создать команду, умеющую решать любые задачи.

Александр ТЕЛИКАНОВ, начальник ПТО филиала «РУС-Инжиниринг» в г. Ново­кузнецке:

— Производство алюминия — сложный технологический процесс, в котором есть две составляющих: непосредственно технология и работоспособность оборудования, на котором производится и разливается алюминий. Сейчас наша производственная деятельность связана с ремонтом и обслуживанием оборудования для сохранения его работоспособного состояния. Учёба в магистратуре позволяет понять процессы, происходящие в технологии. Совокупность знания процесса электролиза «изнутри» и методов диагностики и ремонта оборудования даёт возможность формирования целостной картины производства и позволяет более эффективно им управлять для достижения целей компании.

Надо отдать должное преподавателям, которые с нами работают: лекции построены таким образом, что информация преподносится доступным языком с теоретическими и практическими занятиями. В обязательном порядке делается акцент на том, чтобы каждый студент в группе понял материал.

Алексей ПОПОВ, начальник производственно-технического отдела «РУС-Инжи­ниринг» в п. Таёжный:

— Особенность нашей группы (она первая, но, скорее всего, не последняя) в том, что у всех есть производственный опыт, есть жизненная позиция, есть статус. И всё-таки интересно, какие силы движут человеком, чтобы в 37 лет он осознал, что нужны дополнительные профессиональные знания? Логично ли это решение? Сегодня — да. Закончив Красноярский государственный технологический университет в 2000 году, я пришёл на КРАЗ со специальностью инженер-механик. Тогда был большой конкурс на ИТР-должности, поэтому начинал с простого слесаря-ремонтника. Мой потенциал был оценён: не прошло и года, как стал мастером участка по ремонту редукторов, далее — заводской масштаб: мастер по ремонту литейного оборудования в литейном отделении №  3, а потом старший мастер ещё и первой, и второй «литейки». С присоединением к ремонту оборудования энергетической части ответственности стало больше. После исполнял обязанности начальника цеха.

Через 12 лет работы в одном направлении захотелось чего-то нового, и когда поступило предложение, перешёл на строительство Богучанского алюминиевого завода. Там предстояла большая задача: провести монтаж основного технологического оборудования — электролизёров, анодно-монтажного отделения и технологических кранов. Я всегда занимался оборудованием в литейном производстве, а это — совершенно другое и... у меня реально загорелись глаза. Не знаю, что повлияло, может, территориальные особенности — мы переехали из мегаполиса в край, где тайга и свежий воздух! Работали больше чем по 12 часов — в 6 утра уезжали на завод, а возвращались поздно вечером.

Я теперь понимаю поколение своих бабушек и дедушек, которые в годы своей молодости стремились на масштабные стройки.

Но мы-то, молодые специалисты, ехали на год… Однако три года прошло, а мне не хочется возвращаться: завод уже в стадии запуска, вот-вот пойдёт готовая продукция. Новое очень увлекает. Но как более усовершенствованное и сложное требует особого внимания. Поэтому, когда появилась возможность получить дополнительное образование, я долго не думал. В любом случае результат будет положительный: уйдёт «языковой» барьер с эксплуатационниками.

Мы всю жизнь чему-то учимся, пополняем свой багаж знаний, а это только подтверждает, что учиться никогда не поздно.

Любовь ГАБЕРБУШ