«Наши преподаватели и студенты как никто другой знают: всё течёт, всё изменяется…»

Юридическому институту — 60 лет


Разговор с директором ЮИ СФУ И.В. ШИШКО

— Ирина Викторовна, если взглянуть на историю юрфака, то был период у российских вузов, когда специальность оказалась очень востребована на рынке, и многие кандидаты наук и профессора ушли в коммерцию… А может, это не только вред, но и пользу принесло?… И что сделал институт, чтобы стать базовым в Сибири и одним из лучших в России?

— Начну ответ со слов «к сожалению…», потому что, конечно, невыразимо жалко терять хороших преподавателей. Уходили преподаватели (и продолжают уходить) главным образом в суды. О пользе, конечно, тоже можно говорить: часть преподавателей, имеющих учёную степень кандидата юридических наук, продолжает работать у нас по совместительству, а «сплав» науки и практики особенно интересен студентам. Но работают такие люди, как правило, только на 0,25 ставки, и возможности участвовать в грантовых научных исследованиях, подготовке студентов к олимпиадам или конкурсам у них почти нет.

Что касается стремления стать базовым юридическим образовательным институтом в регионе, то в этом направлении было сделано много шагов и первый из них — создание Регионального учебно-методического центра.

— Востребованность выпускников, высокое качество образования — это вообще свойственно российской юридической школе, или у Юридического института СФУ какие-то особые методики, программы, принципы подготовки?

— Если бы высокое качество образования было вообще свойственно российской юридической школе, то Указ Президента «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» (2009 г.) не появился бы. Переход к рыночной экономике вызвал такой спрос на юристов, что готовить их «кинулись» буквально все: аграрные, технологические, строительные и другие государственные вузы, а также вновь созданные частные образовательные учреждения. Поскольку квалифицированных преподавателей на резко увеличившееся количество юридических вузов не хватало, к преподаванию профессиональных дисциплин стали привлекать учителей права, историков, философов, социологов. Во многих вузах была установка «никогда не ставить двойки».

Наш Юридический институт требования к студентам никогда не снижал. В этом и заключается главный принцип подготовки. Более того, нас нередко обвиняют в завышении требований…

— На сайте ЮИ обозначен целый ряд уникальных проектов института. Всё это — взятые на себя обязательства, которые, наверное, не так легко нести. Есть возможность или желание от чего-то отказаться? И хватает ли времени и сил на новые проекты?

— У нас нет ни возможности, ни желания отказаться от какого-либо нашего проекта, хотя, конечно, они требуют немалых усилий! О новых проектах пока говорить не буду, тем более что их «судьба» зависит не только от нас.

— Что кроме грантов, академического обмена и престижа даёт юристам международное сотрудничество? Зачем им знать, например, семейное или какое-либо иное право Германии?

— В процессе международного сотрудничества мы непрерывно обме­ниваемся опытом: в организации учебного процесса, в организации выпускного квалификационного экзамена, в методах преподавания. Мы взаимодействуем в этом плане не только с Германией, но и Кореей, Испанией, Чехией, Литвой. Международное сотрудничество даёт нам более точное осознание значения деятельности нашего института в том или ином направлении.

Например, в 2009 году к нам на международную конференцию по ювенальной юстиции приехали эксперты из одиннадцати стран мира, и мы поняли, что, возможно, недооценивали это направление исследований. Позже мы открыли магистерскую программу по ювенальной юстиции (руководитель программы проф. Н.В. ЩЕДРИН).

Недавно наш институт посетил всемирно известный учёный из Франции Норбер РУЛАН (он принимал участие в круглом столе). Мы профессору организовали экскурсии, показали все наши красоты: и на Столбы возили, и в Бобровый лог, и в Дивногорск. А в конце визита спрашиваем: как вам Красноярск и что больше всего поразило? А он вдруг отвечает: больше всего меня поразило, что в центре Сибири, в вашем институте, есть школа юридической антропологии. Всё дело в том, что во всём мире не так много специалистов, занимающихся юридической антропологией, а в Сибири сложилась целая школа, и возглавляет её профессор С.А. ДРОБЫШЕВСКИЙ. Так что международные контакты позволяют взглянуть на самих себя со стороны и оценить.

Международное сотрудничество даёт толчок к развитию. Так, например, в первые годы сотрудничества приходилось всё время искать переводчиков с английского и немецкого языка, но и для них был огромной проблемой перевод юридического языка. Прошло более 15 лет с начала международных контактов. При проведении международных мероприятий мы уже обходимся своими силами, вырастили целое поколение преподавателей-юристов, свободно владеющих иностранными языками,
не говоря о студентах Отделения сравнительного правоведения, которые даже получают диплом о дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Что касается сомнений в пользе знания права Германии, то напомню широко известное высказывание французского учёного-компаративиста Рене Давида о том, что «нет нужды говорить об убожестве и узости науки (философии права), которая базировалась бы на изучении лишь своего национального права». Более того, российская правовая система принадлежит романо-германской правовой семье, исторически тесно связана с правом Германии, заимствовала там фундаментальные правовые идеи (например, правовое государство) и правовые институты. Познание начинается со сравнения, сравнение — мать познания, все познаётся в сравнении — эти и другие поговорки подчёркивают роль сравнения в познании. Это справедливо и для познания права и государства. Нельзя познать собственные государство и право, не сравнивая их с другими государственными и правовыми системами. Кроме того, проведение правовых и политических реформ в России также связано с познанием опыта иностранных государственных и правовых систем.

Международное сотрудничество с разными зарубежными университетами складывается по-разному: с одними может ограничиваться приездом визит-профессоров или взаимными публикациями. Сотрудничество с Карловым университетом (Прага, Чехия) в течение 6 лет заключается в мобильности студентов СФУ, которые проходят там включённое обучение на юридическом факультете на английском языке в течение одного-двух семестров в группе иностранных студентов, обучающихся по программе «Эразмус».

С университетами Испании реализованы проекты, по которым три студента-бакалавра обучались юриспруденции на испанском языке в университете Кадиса, один студент закончил магистратуру в Мадриде. Визит-профессор из университета Ла-Манча провела в ЮИ курс лекций на английском языке по Европейскому праву. Сейчас мы пытаемся объединить усилия юридических школ (институтов, факультетов) в международном образовательно-методическом проекте (СФУ — университет Пассау — университет Ла-Манча) по обучению студентов-юристов.

Из Литвы (Вильнюсский университет) и Республики Корея (Чунгбукский университет) в наш институт приезжали визит-профессора, с ними остались прекрасные личные и академические контакты, которые в любой момент могут быть «вписаны» в международный проект, если возникает потребность.

— Чем ваши студенты и преподаватели отличаются от других и что отличает выпускников разных лет?

— Если у наших абитуриентов самые высокие результаты ЕГЭ, то логично резюмировать, что наши студенты — интеллектуалы, а наши преподаватели — это, как правило, бывшие лучшие студенты…

Отличие же наших преподавателей и студентов от других в том, что они как никто другой знают — «всё течёт, всё изменяется». Именно поэтому каждый день начинают со справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»: не внесены ли очередные изменения или дополнения в нужный им нормативный правовой акт?

— О чём мечтаете?

— Добиться того, чтобы наши магистерские программы вошли в лучшие образовательные программы России.

Соб. инф.
Юбилейный месяц в институте был насыщенным! Конференция и конгресс, встреча студентов с губернатором края В. Толоконским (на фото) и час плотного общения с директором ЮИ о прошлом и будущем; специальное заседание «Антикоррупционного клуба» и встреча выпускников разных лет; музыкальный клуб «БардЮР»; посвящение первокурсников в новом формате квеста; торжественный вечер — общий для студентов и преподавателей...

Похожие материалы