Литературное цунами в СФУ-12

Рубрику к Году литературы в России ведёт Ю.А. ГОВОРУХИНА

Сколько лет женщине бальзаковского возраста?

Очередной эксперимент от филологов. В течение ноября мы задавали студентам разных институтов СФУ один и тот же вопрос: сколько лет женщине бальзаковского возраста? 30, 40, 45 и даже 60 — ответы были самыми разными. Дать верный мы попросили доцента кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Татьяну Станиславовну НИПУ.

Появлением широко известного выражения «бальзаковский возраст» мы обязаны роману Оноре де БАЛЬЗАКА «Тридцатилетняя женщина», в котором показана эволюция мироощущения главной героини маркизы Жюли д’Эглемон на фоне гендерных стереотипов XIX века. Автор подвергает скрупулёзному анализу психологические переживания женщины, разочарованной в браке, страдающей от одиночества и непонимания, способной на сильное, жертвенное чувство.

Под «бальзаковским возрастом» понимается период в жизни женщины (от 30 до 40 лет), когда она, ещё не утратив привлекательности, приобретает необходимый эмоциональный и жизненный опыт, независимость суждений, которые дают ей право действовать в соответствии с велениями собственного сердца, даже если её поступки противоречат общественной и религиозной морали.

Одной из наиболее ярких бальзаковских героинь подобного плана является виконтесса де Босеан («Покинутая женщина»), бросающая вызов обществу, где она «стала жертвой закона — из-за своего брака, жертвой людей — из-за любви».

Ближе всего к истине оказались студенты Юридического института. Профессиональная интуиция помогла? Или читательский опыт? А вот безжалостно состарил бальзаковскую героиню Институт управления бизнес-процессами и экономики.

Задавали вопросы, фиксировали ответы и чуть было сами не запутались Дарья Максимова, Юлия Шишова, Любовь Дурынина и Татьяна Савельева

Вопрос

В мире установлены тысячи памятников литературным персонажам. Этот же запечатлел реальных существ, которые проживали в доме известного писателя и «обросли» легендами, сюжетами и трогательными историями (ответы ждём на newspaper@sfu-kras.ru).

Ответ на вопрос предыдущего номера: Д.Д. Сэлинджер, автор романа «Над пропастью во ржи», и А.С. Грибоедов, автор пьесы «Горе от ума», — писатели, которые создали по одному произведению, прославившему их. Есть понятие «homo unius libri» (писатель одной книги), обозначающее такие литературные факты. Продолжить ряд можно, к примеру, именем Маргарет Митчелл, автора романа-бестселлера «Унесённые ветром». Несмотря на многочисленные просьбы поклонников, она не написала больше ни одной книги.

«Мёртвые души» Гоголя: прочитаем заново


Именно так называлась публичная лекция, прочитанная доцентом кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации ИФиЯК Владимиром Кирилловичем ВАСИЛЬЕВЫМ. «Школьная интерпретация классического текста устарела?» — с таким вопросом обратились мы к лектору. Ответ предлагаем читателям УЖ.

На сегодня самый интересный подход к литературному произведению — психоаналитический. Он превращает художественное познание «внутреннего человека» — а это основной предмет литературы — в сугубо научное.

Этот подход может произвести революцию в преподавании литературы. Реализация такого проекта — даже простая публикация учебника для школы — стала бы началом воздвижения храма в душе учителя и ученика. А это неизмеримо эффективнее, чем трата денег на программы патриотического воспитания.

Абсолютное большинство читателей не понимает ни места, ни значения ГОГОЛЯ в исследовании духовно-исторического пути России.

Все гоголевские загадки — в плоскости психоанализа души грядущего постхристианского «нового человека», т.е. нас с вами.

Чичиков как «новый человек», чиновник «средней руки» не умеет делать ничего, кроме как лгать, воровать, втягивать в свои аферы других, манипулировать, прикрываясь маской доброжелательности. Как любое абсолютное зло, его деятельность отнимает будущее у всех. Гоголь обрядил путеводителя по аду, неудачника в костюм, сотканный из искр, пламени и дыма, дал ему имя чёрта, антихриста. Этого не видит ни один школьный учитель, всегда рассказывающий нам не о том.

Анонс

1) 30 ноября в 14:00 в ауд. 2-22 корпуса Пирамида (Свободный, 82) студенты-филологи ИФиЯК представят литературно-музыкальную композицию «Всю жизнь любил он рисовать войну», посвящённую 100-летию со дня рождения Константина СИМОНОВА.

2) 3 декабря в 18:30 в Краевой научной библиотеке состоится открытая лекция из цикла «Вчитываясь в классику» на тему «Древнерусское житие как основа литературной биографии в художественных текстах Нового времени (на примерах из Толстого, Достоевского, Шукшина и др.), а 10 декабря — на тему «Генезис “положительных” и “отрицательных” женских образов в русской культуре».

Лекции прочитает доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации В.К. ВАСИЛЬЕВ.

Похожие материалы