Почему люди коллекционируют


Все мы что-то собирали в детстве: фантики, открытки, игрушки из киндер-сюрпризов. Перед Новым годом раскроем секрет — некоторые наши преподаватели тоже коллекционируют.

Кружатся диски

Кирилл Владиславович АНИСИМОВ, доктор филологических наук, профессор, признаёт: коллекционировать оригинальные компакт-диски — довольно странное увлечение. С рациональной точки зрения — просто сумасшествие, причём дорогое, ведь всё доступно, взял и скачал из Интернета. Но в этом и есть фишка коллекционирования — находить сам оригинальный диск, покупать его через Интернет или подключая знакомых людей. Чаще всего выручает портал Discogs.com.

Собирать свою коллекцию Анисимов начал в 80-х, из любви к рок-музыке. Вскоре выяснил — чем менее известна группа, чем старше диск, тем цена выше. Для коллекции был сделан специальный шкаф под заказ. Сейчас в нём насчитывается порядка 800 альбомов. Странное в этом увлечении ещё и то, что у Кирилла Владиславовича нет и никогда не было любимой группы, разве что Black Sabbath, но ведь это классика. А главный критерий отбора — собственный вкус, в большинстве случаев нравятся авангардные прогрессивные ответвления. Мейнстриму здесь места нет. Перепродажей дисков Кирилл Владиславович тоже не занимается: бизнес убивает музыку.

— Почему люди коллекционируют?

— Здесь важно особое отношение человека к вещи. Коллекционируются те вещи, которым сообщается статус искусства. Они перестают быть для вас просто утилитарными, становятся артефактами. Из материальной культуры выделяются те или иные направления, которые человек считает для себя важнейшими. В моём случае это не только музыка, но и сама пластмасска, которой 20 или 30 лет. В каждой коллекционной вещи есть то, что связывает нас с прошлым. Это момент истории.

Кирилл Владиславович подтверждает мою гипотезу о том, что, возможно, коллекционирование связано с детством. Когда-то в школьные годы он собирал марки, в 16 лет — кассеты и только потом — перешёл на диски.

«В коллекционировании есть и потребность человеческого разума к систематизации. С научными увлечениями музыкальное пристрастие соприкасается очень плотно».

Конечно, есть диски, которые Кирилл Владиславович мечтает купить. И есть вечный зуд коллекционера — упущенные возможности.

На листике тетрадном

Александр Владимирович МОЗЖЕРИН, старший преподаватель кафедры современного естествознания, кандидат физико-математических наук, читает курс безопасности жизнедеятельности. Знания эти нужны всем, независимо от того, на кого вы учитесь.

В середине семестра студентам предлагается написать контрольную по природным чрезвычайным ситуациям. Эти работы и коллекционирует Александр Владимирович уже около пяти лет. А когда студенты выпускаются, преподаватель вручает им их творения.

«Когда выпускники видят свои работы — воодушевляются, ведь они писали это на 1 курсе. Прилив эмоций. Перед глазами пробегает процесс обучения, одногруппники. И каждый понимает, что всё заканчивается, а это было золотое время. Хотя, когда писали, наверняка меня не любили. Они пришли, допустим, изучать языки, а я заставляю писать про землетрясения».

Недавно отдал старую контрольную восстановившейся студентке Ольге. «Было заметно, что она очень рада такому незначительному событию, ведь на самом деле хорошее настроение складывается из мелочей. И такая маленькая частица может дать заряд бодрости на много недель вперёд».

Почему, всё-таки, студенческие работы не выбрасываются? «Контрольная работа — это труд. Бывает, порываюсь выкинуть, но что-то не даёт, не получается».

— Почему люди коллекционируют?

— Обычно это связано всё-таки с эмоциями. Могут коллекционировать материальные вещи — марки, магниты и прочее. Тогда понятно: бывают в разных странах или хотят побывать, и каждая такая вещь — это эмоция либо воспоминание. Когда я перечитываю работу, вспоминаю тот период. Что тогда было, какие были студенты, ведь из года в год они меняются, а у меня формируется опыт. Вспоминаю ошибки, понимаю, что не так оценил, а тогда это вопросов не вызывало.

Из последних наблюдений: Александр Владимирович заметил, что студенты всецело соглашаются с преподавателем: «Впервые обнаружил это недавно. Считаю, что это не совсем правильно. Задаю вопрос и специально допускаю в нём ошибку в надежде, что исправят. Но увы... Думаю, студенты рассчитывают, что если согласятся с преподавателем, то проще будет сдать. Такая политика огорчает».

В ЮИ, в Центре медиации, в анонимных анкетах студенты выставляют оценки преподавателям. В адрес Мозжерина написано много и хвалебного, и саркастичного. Вот что оценил Александр Владимирович: «Спустись с небес на землю». Отмечает, что это отличная
обратная связь.

Для тех, кто совсем скоро будет писать контрольную: «Сильно не беспокойтесь, поскольку это не реальная чрезвычайная ситуация. Но в то же время не стоит надеяться на халяву и удачу, они помогают, но очень переменчивы и могут оставить вас в самый нужный момент».

Розовый слон

Наталья Александровна НИКИТИНА, заведующая отделением социальной работы, старший преподаватель кафедры деликтологии и криминологии ЮИ, коллекционировать слоников начала с 12 лет. Возможно, послужил этому доброму началу всем известный мультик про Мамонтёнка.

Сейчас слоны — уже осознанный выбор. В каждом возрасте для этого животного находились свои смыслы. Милые, верные, бережные животные, высокий уровень интеллекта, сильно развита память. А система заботы о детёнышах достойна восхищения: долго вынашивают, аккуратно ухаживают, а главное, для слонов нет чужих детей. Вообще это шедевральное животное: травоядность не мешает ему быть мощным, внушающим и страх, и доверие. Вывод: чтобы быть сильным, не обязательно кусать, рвать, есть себе подобных. А ещё слоны любят людей и приручаемы.

Наталья Александровна коллекционирует всё со слонами: кружки, пижамы, мягкие игрушки, статуэтки. А поскольку про её любовь многие знают, 99% коллекции — это подарки. Отказывается только от тех, что сделаны из слоновой кости, ведь для этого сувенира, вероятнее всего, убили животное.

У каждого слона есть имя. Самый любимый — большущий розовый слон Гера из Одессы, который покорил сердце Натальи Александровны своей несуразностью. Есть Стёпа № 1 и № 2 (нумерация обычно объясняется последовательностью подарков от одного человека). Но сейчас коллекция уже настолько большая, что практически выселяет преподавательницу с жилплощади. Так что некоторые экземпляры передаривает — чаще всего детям мягкие игрушки. «Для меня это всё равно что подарить часть себя, силу — ребёнку, который нуждается в этот момент в игрушке».

Слоны даже стали символом ювенальной службы. А самая яркая история, связанная с темой её коллекции, произошла с Натальей Александровной, когда она была студенткой второго курса. Её пригласили провести тренинг для несовершеннолетних в колонии. Это был отряд из 100 человек, сидящих на стульчиках, прибитых к полу. Тренинга не получилось — была лекция и общение. И вот когда мальчишки задали ей вопрос «А что ты любишь больше всего?», на автомате выдала: «Слонов».

— Начались громкие аплодисменты — даже странным показалось такое разделение моей любви. Позже узнала, что «слон» на языке криминальной субкультуры расшифровывается как «смерть легавым от ножа».

Однако установить общий язык с трудными подростками удалось — хобби, выходит, помогло. И работа с Канской колонией продолжается уже 15 лет.

— Почему люди коллекционируют?

— У каждого своя история. Для кого-то коллекция позволяет быть членом клуба. Например, если вы собираете марки, то можете быть участником сообщества филателистов. А у кого-то личные причины. У меня всё-таки, наверное, Мамонтёнок. Он не может оставить равнодушным.

Записала откровения Зейнаб КУЛИЕВА

Похожие материалы