Кино про нас

«Когда обсуждают, что такое художественная документалистика, всем можно просто вставать и уходить», — открывает кинодискуссию региональный координатор фестиваля BeatWeekend, куратор программы по развитию документального кино в Сибири SiberiaDOC Ангелина БУРЛЮК. Уходить можно потому, что «нет единого понятия, которое всех устроит».

И ведь верно: понимая общие аспекты этого жанра, каждый по-своему его определяет. Валентина ВАРАКСИНА, преподаватель кафедры журналистики ИФиЯК, главный редактор ТВ СФУ, делает это совсем лаконично: «Документалистика — это то, что останется в истории».

Наталья КОСТРЫКИНА, продюсер ТВ СФУ, и Екатерина ДАШКЕВИЧ, режиссёр–документалист, дают совместное определение: «Это что-то подлинное, что показывается без приукрашений и сочинительства режиссёра».

Встреча тех, кто снимает и кто любит документальное кино, состоялась в Научном кафе СФУ в рамках программы мероприятий региональных Дней науки и Года российского кино. Профессионалы рассказали, в чём состоит разница между документалистикой и журналистикой, поделились секретами мастерства и даже объяснили, как лучше смотреть фильмы этого жанра.

Ангелина Бурлюк, выпускница СФУ, считает, что граница между игровым и неигровым, художественным и документальным кино проведена условно: «Часто, пытаясь объяснить, что такое художественная документалистика, отталкиваются от журналистских фильмов. Мол, вот они точно не художественные. Но я лично считаю, что креативность — это имманентное качество хорошей документалистики. Более того, не только кино, но и журналистский репортаж может быть креативным. Кстати, это миф, что художественная документалистика зародилась в 80-х годах, когда группа документалистов ушла с телевидения, ограниченного форматом и погоней за рейтингом, и стала творить что-то своё».

Документальные картины могут стать предметом самых жарких обсуждений или попасть в разряд культовых, но — грустный факт — в нашем городе-миллионнике их прокат собирает единицы зрителей.

— Чтобы снять интересный документальный фильм, желаю забраться как можно глубже и дальше, — признаётся мастер авторского документального кино Валентина Вараксина. И шутит: — Пробраться туда, куда не каждый попадёт, мне помогает маленький рост и маленький вес.

Но её ученицы Наталья с Екатериной добавляют без всяких шуток: «Чтобы быть хорошим журналистом, нужно жить (примерно) по философии Дэйла Карнеги: очень много работать. Валентина — целеустремлённая, волевая, очень и очень много работает, а главное — она живёт своей профессией, страстно любит её. Главный редактор газеты «Наш край» Пётр ДУБЫНИН сказал про неё однажды: «Эта девушка среди нас, журналистов, была всегда самой реактивной, энергичной и пробивной. Хотя, казалось бы, такая маленькая, но очень заметная. Работает как пчёлка».

Рассказы о собственном опыте создания документальных фильмов, о новых проектах, просмотр отрывков из фильмов с комментариями их создателей — что может быть интереснее? А сколько тонкостей в работе режиссёра с реальными героями! «Самое интересное в кадре начинается именно после того, как вы заявили, что выключите камеру. Так что мотайте на ус», — поделилась собственными наблюдениями Наталья Кострыкина.

Правда, на ус мотала (ещё один достойный сожаления факт) совсем уж скромная аудитория студентов. Ребята, мой всем совет — не пропускайте вы таких событий и почаще появляйтесь «оффлайн».

Анастасия ИЛЬИНА

Похожие материалы