Как хочешь, чтобы относились к тебе…
В тот самый момент, когда вся страна слушала прямую линию с Президентом России В.В. ПУТИНЫМ, в Институте педагогики, психологии и социологии СФУ организовали свой диалог — круглый стол «Межэтнические конфликты в молодёжной поликультурной среде и пути их разрешения». Совпадение весьма символическое: для оздоровления общества коммуникации должны вестись на всех уровнях и не замалчивать ни одну из острых тем.
Таблички с именами приглашённых гостей иллюстрировали тему разговора как нельзя лучше: Азамат, Шамиль, Тарон, Бакий… Все эти ребята — представители национальных диаспор: чеченской, хакасской, армянской, кыргызской, осетинской и др. С января 2016 года, по решению губернатора, они получили площадку для взаимодействия — Дом дружбы народов на Молокова, 37а, где жизнь по-настоящему кипит: 16 национальных молодёжных автономий ведут там активную работу. Но разговор на встрече в СФУ направляют, естественно, сотрудники ИППС.
Директор института Ольга Георгиевна СМОЛЯНИНОВА говорит о понятии межэтнического конфликта, о толерантности как свидетельстве личностной зрелости, о методиках измерения уровня толерантности, в том числе разработанных в СФУ. Кроме того, Ольга Георгиевна представляет Поликультурную образовательную платформу ИППС (tempus-allmeet.ipps.sfu-kras.ru), где предлагаются и диагностические материалы, и онлайн-консультации, и видео, и портфолио участников, и площадки для диалога.
Заведующий кафедрой социологии Дмитрий Олегович ТРУФАНОВ подчёркивает особенности молодёжных групп (активность, концентрация в мегаполисах, открытость для трансляции идей) и рассказывает о результатах опросов населения края, проводимых студентами и сотрудниками института. Оказывается, хотя не такая большая часть наших земляков верит в возможность межэтнических конфликтов в Сибири, именно у молодёжи высок процент тревожности на этот счёт.
Доцент, кандидат философских наук Татьяна Анатольевна ФЕНЬВЕШ обращает внимание на такой парадокс в межнациональных отношениях: на стихийном уровне этничность формируется более дружелюбной, чем на концептуальном. То есть пока мы живём и не задумаемся о своей инаковости, мы не склонны враждовать, а формирование национальной идентичности становится механизмом формирования конфликтов.
В связи с этим присутствующим был задан главный вопрос: какие факторы в большей степени влияют на нормализацию межнациональных отношений? Кто-то на первое место поставил школу, систему образования и воспитания. Кто-то — законодательный контроль и профилактику преступлений. Но всё же главным фактором пришлось признать информационный, который включает и знание о традициях и культуре иных национальностей, и маркетинговые технологии, в том числе в соцсетях, и участие в общих событиях, и взаимное общение.
«Мне кажется, мы собрались в очень правильном месте, — подвела итог О.Г. Смолянинова. — Потому что Институт педагогики, психологии и социологии готовит и учителей, причём начиная с начальной школы, и специалистов в области информационных технологий, и социологов, призванных мониторить общественные процессы, и специалистов по связям с общественностью и рекламе. Наш институт — как раз то место, которое должно быть в центре поликультурного диалога, продвигать идеи толерантности в информационной среде, образовании и воспитании. Мне бы очень хотелось направить студентов на практику в Дом дружбы народов Красноярского края и Центр социальной адаптации и интеграции мигрантов. От понимания молодёжью сложных межнациональных процессов зависит наше общее благополучное будущее».
Соб. инф.