Ещё раз про САЕ

Все мы, весь СФУ, уже прониклись важностью реализации программы «5-100». Институты, преподаватели и руководители готовы работать в этом направлении. Но мало кто понимает, с чего начинать. И в частности — что такое САЕ, которые, по определению, должны формироваться под решение конкретных значимых задач, предлагать законченные научные и образовательные продукты, совершать ожидаемые прорывы в среднесрочный период и вовлекать университет в российские и международные сети.

Ожидания заявлены серьёзные, но… непонятные. И вот ректор Е.А. ВАГАНОВ предложил учёному совету своё видение проблемы, сделал своеобразный «перевод на нормальный русский», как оценили это сами учёные.

В первую очередь, создавая стратегическую академическую единицу, каждый коллектив должен всё время думать о своей уникальной нише.

Схема формирования САЕ, предложенная ректором, включает как минимум 4 раздела. Первое — то прорывное направление, некое фантастическое будущее, решение глобальной задачи, в которое мы включаемся (это, собственно, и станет названием САЕ). Второе: конкретные научные задачи (продукты), которые видятся в обозримом будущем. Третье: сопутствующие образовательные продукты (например, курсы на английском языке или «школьное подвижничество»), которые могут быть реализованы в рамках данного САЕ. И четвёртое: управленческие решения, в том числе те или иные структурные образования, которые будут оформлять новые направления деятельности.

По мнению Евгения Александровича, в СФУ может появиться как минимум семь САЕ.
В том числе:

>> «Революционный» экологичный электролиз и новые сплавы на основе алюминия;

>> Естественно-научные и информационные технологии в гуманитарных науках;

>> Влияние климата на экологическую «ёмкость» среды и создание моделей взаимодействия растительности и среды на разных уровнях организации (организменном, экосистемном, региональном);

>> Природоподобные технологии горнорудных месторождений.

Для четырёх САЕ ректор составил схемы примерного стратегического развития, Вот как выглядит САЕ природоподобных технологий горнорудных месторождений.

Научные задачи и продукты:

• разработка технологий повышения эффективности извлечения используемых в промышленности рудных компонентов;

• разработка технологий ускоренного возвращения рудных отходов в природные геохимические циклы;

• эколого-геохимическое картирование и методы комплексной оценки территорий (с выходом на новые экономические оценки).

Сопутствующие образовательные продукты:

• Элитная магистратура (4-5 программ).

• Уникальные PhD-программы (4-5).

• Международные летние школы и экспедиции.

• Совместные научно-производственные проекты с зарубежными центрами.

Управленческие решения:

1. R&D центр с Норникелем.

2. Создание 2-х совместных лабораторий с академическими институтами при участии германского общества Гельмгольца.

3. Инжиниринговый центр по «возвратным» технологиям как элемент технопарка СФУ.

4. Развитие информационных технологий с использованием беспилотных летательных аппаратов (раздел технопарка СФУ).

5. Формирование 2-3 стартапов к 2020 г.

Аналогичные САЕ, по мнению ректора, могут также создать математики, физики, биотехнологи.

Ректор высказал пожелание увидеть к следующему учёному совету предложения институтов по САЕ.

Тему также комментирует проректор по науке и международному сотрудничеству С.В. ВЕРХОВЕЦ

— Сергей Владимирович, новое для университета понятие САЕ пока ещё плохо воспринимается университетской общественностью. А это не то же самое, что междисциплинарный научный коллектив или проектная группа?

— Научные или проектные группы не заданы масштабом. Допустим, научная группа, занимающаяся ядерной физикой, может включать до тысячи человек, а группа по дендрохронологическому анализу в гуманитарной сфере — это три человека.

САЕ — стратегическая академическая единица — достаточно чётко обозначает понятие по значимости и величине. Это порядка полутора тысяч студентов, около двухсот преподавателей и учёных, занимающихся мультидисциплинарными направлениями и ориентированных на развитие образования в различных формах: междисциплинарных, сетевых, с международной вовлеченностью, а главное — с обязательным включением студентов в процесс научных исследований.

— Можно считать, что создание и эффективное функционирование САЕ — это главное содержание деятельности по программе «5-100»?

— Понятие было предложено министерством образования и науки РФ и международным советом программы повышения конкурентоспособности как раз для того, чтобы легче было отделять зёрна от плевел. То есть, действительно, по работе САЕ будет видно, что в вузах меняется. И в программах всех университетов — участников «5-100» — прописаны те или иные САЕ. Финансирование в рамках программ будет учитывать три компонента: 1) трансформационный (реорганизация структур и развитие кадрового потенциала в вузе), 2) САЕ — как развитие образования с участием науки и 3) выполнение научных проектов, обязательно сопряжённых с образовательной деятельностью.

Мы уже представляли два предложения по САЕ в рамках презентации «Дорожной карты», это а) биоинженерные технологии и б) «БИОМ Тайга». Есть ещё несколько уже оформленных предложений; в частности, планируем реорганизовать в виде САЕ инженерное и экономическое образование. А все методические материалы по САЕ есть в проектном офисе.

— И последний вопрос, так сказать, накануне лета. Скоро все уйдут в отпуска, а ведь осенью университету, видимо, надо будет показывать первые результаты по программе «5-100». Как бы вы ориентировали людей: в чём роль каждого преподавателя и сотрудника в рамках этой программы?

— Самое главное: программа 5-100 - это не конечный проект, который начался и закончился. Это поступательное развитие университета с поддержкой инициатив, требующих дополнительных ресурсов. И встроиться в процесс легко и сложно одновременно. Ведь «международная конкурентоспособность», если по-русски, означает качественный университет, в который едут со всего света учиться; университет, выпускники которого востребованы и высокооплачиваемы, а предприятия стремятся заказать разработки именно у нас. И значит, делать надо всё, что улучшит университет.

А вот чего точно не хватает — это регулярных встреч и обсуждений на уровне кафедр и институтов, обсуждений того, как улучшить родной университет.

Соб. инф.

Похожие материалы