Как студенты СФУ Африку изучали

В середине августа три студента и преподаватель СФУ приняли участие в международном образовательном проекте «Глобальная кухня», организатором которого была красноярская общественная организация «ИНТЕРРА». Экспедиция по изучению глобального изменения климата объединила 29 участников из России, Танзании и Германии.

Своими впечатлениями от поездки в Танзанию делится студентка 4 курса Института филологии и языковой коммуникации Мария ЛИХАЦКАЯ (на фото в центре).

С чего всё начиналось?

Многих из нас в детстве пугали всеми известными словами из сказки: «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку гулять!». Но я вас уверяю, что в Африке можно и обязательно НУЖНО побывать!

Этим летом мне и ещё 7 участникам из Красноярска выпал счастливейший шанс побывать на северо-востоке Танзании и провести своё собственное небольшое исследование на тему того, как производство и потребление продуктов питания влияет на окружающую среду, поразмышлять на темы устойчивого развития, справедливого распределения ресурсов на планете, преодоления глобального продовольственного кризиса. Для меня эта поездка была тренингом по развитию критического мышления и межкультурной коммуникации, испытанием на выносливость и взаимодействие в группе.

В путь!

Пляж в Дар-эс-Саламе

Пляж в Дар-эс-Саламе

14 августа мы сдали в багаж свои рюкзаки, палатки, спальники и отправились в увлекательное путешествие. В проекте также приняли участие молодые ребята из Германии и Танзании. Всего нас было 29 человек. Вместе мы провели три незабываемые недели, ежедневно разбирали проблемы изменения климата, экотуризма, производства и распределения продуктов питания. Мы посещали лекции африканских спикеров, слушали доклады участников проекта и пробовали себя в дебатах на английском. Кстати говоря, танзанийцы поразили нас свободным владением английским. Как выяснилось, на нём ведётся обучение в школе!

Первая точка на карте нашей экспедиции — Дар-эс-Салам, крупнейший город Танзании, расположенный на берегу Индийского океана. Засыпая под москитными сетками и потихоньку привыкая к неспешной и размеренной жизни местных жителей, мы даже не догадывались, какие незабываемые приключения нас ждут впереди в Лушото и Моши.

Формат проекта — полевая кухня, где участники из трёх стран каждый день совместно готовили еду и обсуждали важные темы. Некоторые вещи для нас были необычными, например тот факт, что местные жители едят в основном руками, изредка используя зубочистки, чтобы подцеплять еду. Также танзанийцы не используют доски для нарезки овощей и фруктов. Режут всё, держа на ладони, и очень любят добавлять знаменитый танзанийский перец пили-пили буквально в каждое блюдо.

Нам посчастливилось побывать на одном из множества рынков Дар-эс-Салама и почувствовать его восточный колорит и атмосферу. Только на рынке происходит особое приобщение к культуре народа, его языку, особенностям кухни и поведения.

Кстати, мы готовились к этой поездке основательно и даже успели пройти небольшой курс суахили, который провёл сопровождавший нас доцент ИФиЯК Станислав БЕЛЕЦКИЙ. В общем, торговались на рынке мы смело.

Горы Усамбара, экоферма, и как мы прятали еду от животных

Следующей остановкой нашего путешествия был город Лушото, вернее, огромная ферма с кемпингом под названием «Irente Farm», где мы спали в палатках под звёздным небом и каждый вечер любовались красотой млечного пути. Честно сказать, здесь нас ожидал небольшой шок, когда мы поняли, что придётся засыпать, надев на себя по три кофты, штаны и двое тёплых носков. Да, да ... это невероятная история о том, как сибиряки мёрзли в Африке. Более того, мы не были готовы к нападению муравьев, огромных тропических муравьёв. Стройными рядами они заползали в палатки и кусали всех без разбора. Ну, а днём вокруг летали туканы, ползали хамелеоны и резвились обезьяны. От всей этой армии местных обитателей мы защищались как могли: прятали еду в отдельной палатке, аккуратно переступали муравьиные тропы, обрабатывали палатки антимоскитным спреем.

Кемпинг

Кемпинг

В горах Усамбара, окружённых тропическими лесами и завезёнными сюда век назад эвкалиптами, мы учились готовить суп из зелёных бананов и принимать холодный душ. А освоившись на месте, принялись обсуждать тему развития сельского хозяйства, прослушали удивительные лекции по эколингвистике, связи здоровья и питания, сходили в 20-километровый поход к водопадам.

Килиманджаро, кофе и новые мысли

После пяти холодных ночей в палатках (температура ночью опускалась до 10 градусов) мы пакуем рюкзаки и едем в Моши, городок у подножия Килиманджаро, самой высокой горы Африки. Моши —столица сафари, здесь всегда есть иностранцы, и поэтому здесь очень чисто. Штраф за выброс мусора составляет 50 000 шиллингов (1 700 рублей), а если ты отказываешься платить, то должен сесть в тюрьму на 10 суток. В этом месте мы обсуждали тему честной торговли и устойчивого развития. Вы не поверите, но в кемпинге мы жили по соседству с гусями и верблюдами!

В Моши множество кофейных плантаций. Мы посетили одну из них, чтобы узнать, что происходит с кофе, прежде чем он окажется в чашке. Хозяин плантации Baba Kahawa — Дедушка Кофе в переводе с суахили — выращивает свой кофе вперемешку с банановыми кустами, поскольку арабика (а в Моши из-за климата хорошо растёт только этот сорт) не любит яркого солнца и предпочитает расти в тени, которую дают огромные, как опахала, банановые листья. К слову сказать, здесь растёт семь видов бананов, предназначенных для разных целей: одни бананы едят привычным для нас образом, другие варят или жарят, как картошку, из третьих варят пиво и т.д.

Кроме кофе и Килиманджаро Моши знаменит тем, что это столица сафари. Каждый день сотни туристов разъезжаются отсюда в туры по заповедникам. Мы отправились в парк под названием Тарангире, который славится большой популяцией слонов. Нам очень повезло. Кроме слонов мы увидели практически всех животных, обитающих в этом парке: страусов, антилоп, зебр, жирафов, львов и даже отдыхающего на пригорке гепарда. Гид охотно поддержал беседу о климатических изменениях и рассказал нам о том, как они сказываются на слонах. Дело в том, что глобальное изменение климата проявляет себя в Танзании в сокращении сезона дождей, и животные страдают от засухи. В поисках воды они выходят за пределы заповедника и топчут поля. Фермеры, конечно же, этим не довольны и, несмотря на строжайшие запреты, убивают слонов. Экологи пытаются решить эту проблему, вырывая глубокие ямы в разных частях парка. По задумке, в ямах должна задерживаться вода, и слонам больше не придётся отправляться на рискованные поиски.

Привычный день группы выглядел так: ранний подъём, приготовление завтрака в течение не менее чем двух часов (развести костёр — целое искусство), обсуждение темы дня или посещение интересных мест, встречи с экспертами, обед и работа в группах. Завтрак, обед и ужин участники из трёх стран готовили вместе, приправляя еду разговорами и советами на четырёх языках — английском, суахили, русском и немецком. Вечером отдыхали, устраивали посиделки у костра, пели песни под гитару, рассказывали друг другу о своих интересах или делились впечатлениями.

Говорят, ничто не объединяет людей крепче, чем общее дело. Несмотря на разницу в менталитете, разные привычки и языки, мы со временем сплотились и почувствовали, что между всеми нами больше сходств, чем различий. И для русского, и для немца, и для танзанийца пересолённая еда — свидетельство того, что повар влюбился; каждый из нас, как в детстве, сидел за столом до последнего, надеясь на десерт; каждый из нас успел почувствовать на себе последствия изменения климата и понял, какие экологические и социальные угрозы оно несёт. За три недели нам удалось осознать, что для предотвращения этих последствий необходимы ответственность и солидарность — ведь будущее у всех нас общее.

Похожие материалы