Колонизация Луны: мечта куётся здесь!

[Команда «Субмарина»]

— Яш, как думаешь, а сможем мы когда-нибудь обжить Луну?

Вопрос я задаю своему давнему другу, с которым мы знакомы по Литературному лицею. Правда, после лицея я поступила на журналистику, а он — на биофизику, теперь уже студент 3 курса Института фундаментальной биологии и биотехнологий.

Как оказалось, на мой вопрос можно ответить не «вообще», а очень даже конкретно. Уже не одно десятилетие в красноярском Академгородке, в Институте биофизики, проводятся масштабные эксперименты по жизнеобеспечению человека в космосе. А ИФБиБТ СФУ, где учится Яков КОЛЕСНИКОВ, тоже имеет к этому непосредственное отношение.

— Одна из важнейших задач, которую надо для этого решить, — конструирование системы для восполнения жизненно необходимых для человека ресурсов, а именно: кислорода, пищи и воды, — объясняет мне Яков. — Эта замкнутая система жизнеобеспечения должна сохранять герметичность конструкции, иметь возможность долговременного управления процессами изнутри самим экипажем и многое другое.

Меня впечатлило, что над таким грандиозным проектом работают не только учёные, но и студенты, в том числе мой друг. Решив напроситься «на экскурсию» в лабораторию академического института, я надеялась хоть одним глазком посмотреть пусть не на саму установку БИОС, к которой нужен специальный допуск, но хотя бы на то, что станет её начинкой, а у меня, простого гуманитария, априори вызывает восторг.

Из истории

Эксперименты по созданию системы жизнеобеспечения в космосе начались ещё при Сергее КОРОЛЁВЕ и не где-нибудь, а в Красноярске! Масштабный проект БИОС стартовал в 1961 году. По заданию Королёва тогда ещё в отделении биофизики Института физики Сибирского отделения АН СССР были начаты эксперименты по созданию систем жизнеобеспечения для перспективных лунных и планетарных баз.

Установка БИОС-1 была создана в 1964 году (руководитель проекта И.И. ГИТЕЛЬЗОН). На этом этапе удалось обеспечить одного испытателя кислородом в полной мере, время его пребывания внутри установки с учётом замкнутости по газообмену было доведено от 12 часов до 30 суток. Немного позже учёным удалось замкнуть и водообмен, что позволило успешно провести опыт длиной в 45 суток.

В 1966 году в установке БИОС-2 система была усовершенствована и доведена до трёх ключевых звеньев: «человек — микроводоросли — высшие растения». В пристроенное к камере новое помещение поместили овощные культуры и пшеницу.

К началу 1972 года после ряда очередных экспериментов установка вновь была усовершенствована. А самый длительный эксперимент, проведённый в БИОС-3, шёл 180 суток, полгода (с 24 декабря 1972 года по 22 июня 1973 года)!

Вылазка в космос

Пока тернистым путём через рано заснеженный лес мы добираемся до здания Института биофизики, где находится лаборатория, Яков рассказывает, почему он и его сокурсница выбрали именно эту тему для написания своих курсовых работ.

— Мы — начинающие исследователи, это наш научный старт, и у нас свои отдельные задачи. Лично я, например, учусь работать на стыке биологии, физики и химии. В нашей работе эти науки всё время перекликаются и не могут существовать одна без другой. Сейчас звено биологического разложения растительных отходов выходит на новый уровень и, по сути, развивается с каждым экспериментом, что мы проводим. Так что у меня множество идей!

Но вот мы достигли цели и входим в сумрачный холл, где работают загадочные для меня исследователи и творится наука будущего. Охранники на входе ринулись расспрашивать, куда это мы такие красивые, все в снегу, но внезапно из-за угла появляется молодой человек:

— Это ко мне.

— Яш, а кто это? — полушёпотом спрашиваю я, двигаясь по узкому тёмному коридору здания за Вергилием в чёрном халате.

— Это и есть наш научник, ТРИФОНОВ, это его доклад ты читала.

Я молчу. Хотя при слове «учёный» представляла себе дяденьку за сорок, обязательно в круглых очках и с небрежно взлохмаченными волосами с проседью. А передо мной — современный молодой мужчина, аккуратно причёсанный. Галантно открыв передо мной дверь, ведёт нас по кабинетам института.

В каждом из кабинетов на столах лежат, стоят, висят разные проводки, колбы, странные ножницы, баночки-скляночки с разноцветными жидкостями и твёрдостями.

Популярным языком, с наименьшим использованием специализированных терминов мне рассказывают, что это за штуковины. Каждая — небольшая экспериментальная установка или малые модели реакторов, созданные для того, чтобы тестировать идеи на них, а не на готовой установке. Кое-что мне даже разрешили сфотографировать.

И среди всего этого вполне научного антуража — длинные деревянные ящики с землёй, внешне напоминающие обычные грядки. «Почвоподобный субстрат», — поясняют мне, т.е. тоже вещь сугубо экспериментальная и для меня — космическая.

Сергей Викторович Трифонов и действующая модель реактора мокрого сжигания (фото автора)

Сергей Викторович Трифонов и действующая модель реактора мокрого сжигания (фото автора)

Экскурсия закончена. Мне её ещё надо переварить, а наш гостеприимный хозяин Сергей Викторович Трифонов мимоходом рассказывает о научной конференции, с которой недавно вернулся. Итоги оказываются для меня потрясающими фактами.

Маленькими шагами к большим результатам

Сергей Трифонов — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики СО РАН, специалист в области разработки замкнутых систем жизнеобеспечения. В конце сентября на международной конференции в Гвадалахаре (Мексика) он представил научный доклад «Физико-химический контроль состава атмосферы в физической модели замкнутой экосистемы» по модернизации проекта БИОС-3. Идеи доклада, заключающиеся в доработке реактора мокрого сжигания, по достоинству оценили в научном мировом сообществе. Сейчас планируется встреча русских и китайских руководителей аналогичных проектов для обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества.

Будущее стало ближе

Проект российской лунной программы о начале колонизации Луны, разработанный предприятиями «Роскосмоса», институтами РАН и МГУ, планировали начать в 2030 году. Однако сейчас сроки сдвинули, а точнее — придвинули: покорение естественного спутника Земли стало предметом соперничества. Американские учёные заявили, что совершат полёт на Луну с целью её колонизации, добычи ресурсов и прочее уже в 2024 году, а в 2030-х высадятся на Марс. Россия придерживается тех же сроков в гонке за первенство в колонизации Луны.

Какие открытия и результаты смогут принести миру эти стремительно реализующиеся проекты, покажет ближайшее будущее.

— Что скажешь, как тебе экскурсия? — спросил меня Яков.

Хотела ответить, но поняла, что описать все свои впечатления просто-напросто не смогу.

— Яш, теперь я понимаю, почему в свободное от научной работы время ты пишешь фантастику…

Екатерина САПРЫГИНА

Похожие материалы