Не волшебники


В общем, этот текст должен был начинаться так: «Совсем скоро Новый год, и ребятишки уже вовсю ждут Деда Мороза. Но есть волшебники, которые творят чудеса не только один раз в году, а изо дня в день. И даже награды не просят. Это волонтёры».

Но потом я познакомилась с этими ребятами и поняла, что на звание волшебников они не претендуют, да и вообще далеко это от них. Они крепко стоят на ногах, а точнее — бегут, спешат по своим волонтёрским делам и не относятся к своей добровольной работе как к волшебству.

Часть 1. Алексей

Алексей ЛАРИОНОВ — студент 4 курса ИУБПЭ, волонтёром стал совсем недавно, но зато сразу лидером нового направления по работе с иностранными студентами.

Сейчас о своём пути к волонтёрству он рассказывает с улыбкой: «Это было мне интересно с первых дней учёбы в университете, но почему-то в последний момент всегда не получалось. Это сейчас я чувствую себя уверенно, а на первом курсе был просто диким интровертом. Я ведь тогда даже заполнил форму для Волонтёрского центра, но последним вопросом оказалось — прикрепить фото. И я подумал, что это как-то чересчур, постеснялся и не отправил».

Потом было ещё несколько недопопыток, пока наконец Алексей не нашёл то, что ему действительно интересно, и тут всё закрутилось, как признаётся он сам.

«Когда мы первый раз пришли в гости в общежитие к ребятам из Ганы, нас поразило, что у них почти ничего не было. Они попросили нас помочь им купить продукты в магазине, и мы поехали вместе. А там ещё раз удивили нас, когда купили очень много риса. Оказалось, это особенности национальной кухни. В другой раз они угощали нас очень необычным национальным печеньем, солёным. А в нашей столовой они стеснялись сказать, что русская кухня им тоже не слишком нравится, но было понятно, что это так».

А ещё студенты из Ганы, конечно, были поражены сибирскими морозами. «Они не ожидали, что температура упадёт так рано и так резко. Что будет ТАК холодно, — рассказывает Алексей. — У ребят не было пуховиков. Когда мы пошли гулять в минус 20, Джо надел тоненькую ветровку. Я спросил: «Ты с ума сошёл? Там же холодно!». Он сказал, что всё нормально, но через 5 минут прогулки я увидел, что мой друг трясётся от холода. То есть человек приехал в Сибирь даже без тёплой одежды — конечно, ему нужно было помогать».

Принято считать, что волонтёрство — это безвозмездно. Но это не совсем так. Да-да, плату за свою работу волонтёры всё-таки получают. Правда, эта плата нематериальна. В случае волонтёров, которые помогают иностранным студентам, например, это отличная языковая практика.

«Многие в университете учат английский язык, и все понимают, что когда ты разговариваешь с преподавателем, можешь в любой момент перейти на русский, а тут — нет. И надо придумывать что-то, чтобы друг друга понимать, в этом как раз и есть момент роста. Например, я никогда не знал, как по-английски «веник» или «кастрюля». И были забавные моменты в магазине, когда я не понимал, что нужно ребятам. Тогда на помощь приходил Гугл-переводчик: один вбивает на английском, другой читает перевод на русском. Вообще проблем с пониманием при личном разговоре немного. Другое дело, когда кто-то из ребят звонит мне по телефону, это тяжелее. Тогда проще сказать: «А давай лучше встретимся!» И это тоже здорово!».

Алексей признаётся: «Главное, что я понял, общаясь с иностранными студентами, что мы все похожи. Базовые принципы у всех одинаковые. Все хотят общения, друзей, успешной учёбы».

О том, что волонтёром стал уже на последнем курсе, он немного жалеет. «Это ведь море эмоций, общения, новизны. Чувствуешь своё развитие и растёшь духовно. Жалко, что у меня совсем немного времени, но это и особый стимул. Нужно построить работу так, чтобы направление жило и после моего ухода. Оно действительно классное
и полезное!».

Часть 2. Анастасия

Каждое воскресенье Анастасия СТРАТЕЙЧУК вместе с другими волонтёрами социального направления садится в автобус и едет в Есауловский детский дом. Там их всегда с нетерпением дожидаются ребятишки.

«За два года у меня изменился взгляд на них. Едешь первый раз и думаешь: эти дети страдают, у них нет родителей. Но приезжаешь и забываешь об этом, потому что видишь обычных, хороших детей, они всё тебе рассказывают, радуются, смеются. Они активные, весёлые, занимаются в разных кружках, стремятся узнавать новое. У них я учусь радоваться тому, что имею. Свои проблемы как рукой снимает. Думаешь только: а что рассказать детям? Как с ними интересно поиграть?».

А ещё недавно ребята впервые съездили в пансионат «Ветеран», где всё пошло не по плану…

«Вообще-то мы готовили для бабушек и дедушек игры «Брейн-ринг» и «Угадай мелодию». Но этот вечер оказался совсем необычным. К нам (как мы поняли, на разведку) пришли самые активные жители пансионата, всего человек шесть. Они с удовольствием поиграли, а потом предложили нам спеть вместе. Мы пели песни, а потом одна бабушка читала стихи, и мы читали стихи в ответ. А как одна из них обрадовалась, что нашего волонтёра зовут так же, как её мужа, Германом! В общем, у нас получился настоящий творческий вечер, а Герман ещё и домашнее задание получил: выучить стихотворение, чтобы обязательно порадовать старичков в следующий приезд», — смеётся Настя.

Нашим героям мы задали каверзный вопрос: волонтёрство всё-таки суть или маска? Может один и тот же человек как волонтёр помогать кому-то, а потом как конкретный Вася Иванов, например, место бабушке не уступить в автобусе?

Алексей: «Нельзя быть волонтёром только в университете или только с 8.00 до 17.00. Есть такое понятие, как «честь мундира», это применимо и к волонтёрству. Это значит, что, сняв майку с логотипом Волонтёрского центра, я буду так же ориентирован — помогать».

Анастасия: «За всех я сказать не могу. Но мне кажется, это должно быть в душе. Недавно я поняла, что заниматься волонтёрством хотела ещё в школе, но тогда не знала, что это такое. Перевести бабушку через дорогу, помочь донести тяжёлые сумки… Я лично это делаю».

Теперь ребята думают о создании радиопрограммы для постояльцев пансионата «Ветеран», чтобы им веселее было ждать нового приезда волонтёров. К этой работе можно присоединиться!

Кстати, социальное направление одно из самых популярных в Волонтёрском центре СФУ. Но и тут есть особенности. «Однажды я даже немного переживала. На поездку в детский дом заявилось 20 (!) волонтёров, это очень много. Я ломала голову: как правильно организовать работу с детьми с таким количеством добровольцев. Но буквально утром в день поездки из всех желающих осталось всего шестеро: кто-то проспал, кто-то не смог… Волонтёрство ведь сейчас стало, если так можно сказать, модным. Многие приходят, потому что это здорово звучит: «Я — волонтёр». Но когда помощь действительно нужна, сразу появляются оправдания: учёба, занят, своя жизнь. Я думаю, что нужно просто честно признаться самому себе, нужно тебе это или нет. И ничего не делать для галочки».

Факты о Волонтёрском центре СФУ

>> 2012 — год основания.

>> 4 руководителя развивали центр в период с 2012 по 2016 гг.

>> 7 направлений деятельности центра.

>> 5 и 15 — число лидеров направлений и тим-лидеров.

>> 500 участников центра

>> 1783 подписчиков в группе ВЦ СФУ в соцсети.

>> Две интенсивные школы в год — для волонтёров и тим-лидеров.

>> Ежегодный конкурс «Волонтёр года СФУ».

>> 53% волонтёров заняты в направлении сопровождения культурно-массовых мероприятий.

>> Самое распространённое имя среди волонтёров центра — Анастасия.

>> 95% и 5% — соотношение девушек и юно­шей-волонтёров.

>> Больше всего в центре студентов ИППС и ИЭУиП.

>> Большинство лидеров и тим-лидеров — выходцы из социального направления.

Официальный сайт, анкета для вступления в ВЦ: STRUCTURE.SFU-KRAS.RU/VC

VK.COM/VOLUNTEERS_SIBFU

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы