Чуть не повесили

Что будет, если попытаться собрать 40 000 рублей на гигантскую фотку себя

Текст: Константин СТАРОСТИН, специально для УЖ

В качестве cоциального эксперимента я предложил всему университету скинуться на мою «мечту» — селфи размером 13,2 на 5,85 м на фасадном баннере главного корпуса СФУ. Первые деньги пришли через пять минут, а за ними — и разные реакции. Так почему же при публичной порке в красноярских пабликах мне всё-таки удалось собрать больше 50% всей суммы (21 245 рублей), на что пошли эти деньги и точно ли добро, сделанное обманом — добро?

Развёрнутые ответы напечатаны ниже (а хотелось на фасаднике).

Когда сбывают мечту

Просто так взять и выкупить место на главном университетском фасаде нельзя.

— Вся рекламная деятельность в СФУ курируется Советом по рекламе, который рассматривает заявки сторонних организаций на размещение коммерческой информации на территории кампуса и в университетских СМИ, — комментирует ситуацию заместитель проректора, руководитель управления по информационной политике и взаимодействию с внешними партнёрами СФУ Евгения ТУРТАПКИНА. — Фасадный баннер к «продаваемым» рекламным носителям не относится и никогда не относился. Здесь размещаются только имиджевые материалы, анонсы знаковых событий для университета и города.

Мечта должна была быть абсурдной и одновременно невозможной, чтобы получилось вызвать общественный резонанс. Поэтому версия фотографии на фасаднике подошла идеально. Собранные деньги планировалось потратить на благотворительность — новогодние подарки и развивающие игрушки для отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Уярского района.

Интернет-просьба скинуться по сотке, чтобы исполнить желание, набрала за 4 дня больше 170 лайков и 100 репостов. А за первые сутки на карту простого пацана из Уяра (именно такой образ был заявлен) пришло 11 070 рублей 46 копеек.

Каждый отправлял сколько мог: 100, 150, 700 рублей. Многие вместе с деньгами отправляли и сопроводительные сообщения: «Пусть мечты сбываются», «Если идея прогорит, считай это подарком на Новый год», «Костя, всё получится», «На восстановление имиджа».

А имидж действительно начал страдать. Друзья были в шоке от комментариев, которые люди оставляли в социальных сетях: «А куда ему на лечение скидываться?», «Если денежек не соберёшь, могу тебя подешевле у себя на даче на нужнике нарисовать», «Тебе самому не противно, что можешь попасть на баннер, только заплатив, а не заслуженно?». А мне самому было не очень спокойно: не говоря об имиджевых рисках и о том, что многие стали считать меня дегенератом, эксперимент проваливался, деньги переводили только друзья и знакомые, которые и так поддерживают всегда и во всём (им отдельный привет и спасибо!).

Обмани меня

Это называли торжеством эгоцентризма в отдельно взятом вузе. И когда постепенно на торжество скидываться перестали, вдруг подоспели незваные гости. Без подарков, но с предложениями. Студент ИЭУиП, поскольку вертится в рекламном бизнесе, предложил подсказать, где будет дешевле всего напечатать баннер. А парень из ЮИ поинтересовался, сколько бы я взял денег, чтобы сфотографироваться на баннер с его продукцией в руках (у студента своя фирма по производству чая).

Всех, кто скидывался, условно можно разделить на несколько категорий:

— друзья и товарищи, желающие поддержать лично меня;

— люди, откликнувшиеся, чтобы реально исполнить мечту;

— те, кто хотел проверить — реально ли в университете может случиться такой угар;

— просто «прохожие», которые вдруг не смогли удержаться.

И если вклады друзей оправдать можно, то почему же участвовали другие? Об этом размышляет старший преподаватель кафедры психологии развития и консультирования ИППС Валерия МАТУШКИНА. По моей просьбе психолог выделила ряд причин:

1. Нетривиальный призыв о помощи.

>> В последние годы социальные сети всё чаще используются как площадка, где нуждающийся может попросить о помощи, — объясняет Валерия. — Сообществ и аккаунтов в поддержку людей с тяжёлыми заболеваниями, поддержку бездомных животных, сбора средств для чего угодно становится всё больше, поток сообщений с призывами увеличивается каждый день. В данном случае мы видим нестандартную просьбу, которая, конечно же, привлекает внимание, т.к. явно выделяется на фоне.

2. Красивая подача идеи (яркая картинка к публикации, симпатичное лицо героя).

>> Человек навряд ли захочет быть причастным к чему-то убогому, прекрасное нас манит больше. Например, у меня самой в интернет-закладках есть только одна группа, в которой собираются деньги для онкобольной девушки. И на всех фотографиях она красива. То, что она даже в такой ситуации остаётся прежде всего девушкой, вызывает моё искреннее восхищение и желание помочь».

3. Не последнюю роль играют денежные отчёты. Психолог отмечает, что в эксперименте всё максимально прозрачно — видно когда, сколько и от кого пришло. «Некоторых людей ещё могла привлечь возможность отличиться комментарием, который приходит вместе с переводом. Некоторые, придумав шутку, готовы даже потратиться, лишь бы мир увидел её».

4. Молодая аудитория подписчиков. К сожалению, обычно в возрасте до 30 лет молодых людей мало заботят проблемы разных слоёв населения, нуждающихся; для них гораздо интереснее вкладываться во что-то модное, необычное )).

Все эти причины и повлияли на интерес к парадокс-проекту: буквально за один вечер на мою страницу ВКонтакте зашло 7000 человек, приняло участие в опросах суммарно около 1700 человек, на разных пабликах новость о мечте прочитало около 3000 человек.

— Вы обманули людей дважды, — говорит заведующая кафедрой психологии развития и консультирования ИППС СФУ Елена Юрьевна ФЕДОРЕНКО. — Первый раз, когда сказали «простой парень из Уяра». Вы уже давно почти официальное лицо вуза, ведёте крупные мероприятия. А значит, вам вряд ли была бы интересна реклама на фасадном баннере, в университете вы и так известны.

Со вторым обманом тоже всё очевидно. И он страшнее. Вы «собирали на баннер», а выяснилось, что на самом деле совсем на другое. Своим экспериментом вы показали людям, что их можно легко обмануть, что их желанием помочь можно взять и пренебречь. Да ещё заявили об этом в открытую. Как теперь чувствуют себя в этой ситуации участники вашего эксперимента, которые ни о чём не догадывались в начале? Как минимум обманутыми, а некоторые — оскорбленными.

— Получается, перед вами — моральный урод?

— Основная проблема тут в том, что вы не задумывались, над кем проводите эксперименты, — психолог берёт шариковую ручку. — В качестве материала исследования были выбраны люди, для них это сейчас выглядит как введение в заблуждение помимо их воли. Люди — это не ручки, которые можно взять, использовать и спокойно выкинуть. В ходе эксперимента вам важно было добиться своей цели, а какими средствами, вы не задумывались, — сжатая ручка летит в сторону.

Стань волшебником, если хочешь

Как только был опубликован пост о том, что все собранные деньги потрачены на благотворительность, и никакой баннер я печатать не собирался, хлынула вторая волна мнений: «Если бы люди изначально знали цель акции, такого бы ажиотажа не было», «Ты поломал мою веру в человечество!», «Если бы сразу написал, что это для деток, то собрал бы гораздо больше». Писали и о том, что вся эта акция — сплошной пиар, а я просто испугался, ведь все и дальше бы думали, что Костя — ненормальный. Были даже предложения ради чистоты эксперимента запустить ещё один сбор, но уже конкретно на развивающие игрушки.

В СФУ есть движение «Оранжевый друг», активисты которого уже несколько лет собирают подарки для ребят из детских домов. И если на баннер за 4 дня удалось собрать больше 20 тысяч рублей, то за то же время в рамках волонтёрской акции никто не передал для детей ни одной игрушки.

— Обычно из двухсот писем, написанных Деду Морозу, я оставляю всего 60, потому что это максимум, который могут собрать студенты, — рассказывает руководитель движения «Оранжевый друг» Екатерина АЛЕКСЕЕВА. — Многие расспрашивают про размеры игрушек, оставляют свои комментарии под письмами, но пока ещё никто ничего не принёс. Хотя в прошлом году мы собрали 65 игрушек.

Спрашиваю у Кати, как она сама относится к моему эксперименту.

— На баннер я бы никогда не скинулась. И вообще не понимаю таких людей, которые на это смогли найти 100 рублей, а столько же на лечение ребёнка найти не могут. А ведь своим взносом они могут спасти кому-то жизнь.

«Оранжевый друг» принимает игрушки до 23 декабря. Подробности — в группе движения ВКонтакте: orange_friend_public.

Смыслы

Этот парадокс-проект затронул ментальные пласты, о которых изначально я даже и не догадывался — философский, социальный, культурный, моральный. В комментариях часто поднимается философский вопрос добра и зла. Только мне до сих пор не понятно, почему многие автоматически приравнивают мечту о громадной фотографии к пороку. Люди часто мечтают о дорогом автомобиле, популярности. А для меня, например, самочувствие заключается в попадании на фасадник. Почему это плохо? Это не убийство, не подлость. Это всего лишь желание. Пусть и странное.

Интересны и рассуждения о том, что это было, социальный эксперимент или обман. Некоторые пользователи обвиняли меня в мошенничестве, скидывали значение этого термина из Википедии, собирались подключать прокуратуру. Но значение термина «социальный эксперимент» в той же Википедии им было, видимо, гуглить лень: «Социальный эксперимент — метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путём наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие».

Чтобы запустить вторую волну пожертвований, Константин объявил конкурс репостов и пообещал победителю, что передаст привет, который увидят все. Обещание своё он сдержал — есть и привет, и даже баннер. Смотрите!

Вопрос культуры касается в основном манеры вести полемику. На мечту человека люди реагировали по-разному: с улыбкой, без неё, деликатно оскорбляя, откровенно матерясь. Были и те, кто делился конструктивными размышлениями. Например, сотрудник ППОС СФУ Александра ДВОРИНОВИЧ: «…Хочу отметить вот что: со студенческими инициативами по сбору средств на нужды детей-сирот, маломобильных детишек, тяжело болеющих или попавших в беду однокашников я иду бок о бок длительное время, и ни одна из них не имела такого общественного резонанса. Ни сбор средств на помощь студенту из ИКИТ Григорию МИШУТУШКИНУ, ни сбор средств на поиски пропавшего студента в Египте или на социальные студенческие проекты — неинтересна людям эта тема. А вот чьё-то продвижение оказалось интересным. Итого: считаю эксперимент удавшимся, в том числе и на свои моральные порывы я посмотрела по-иному».

И, конечно, дольше всего можно спорить о моральном вопросе: точно ли добро, сделанное обманом — добро. На мой взгляд, ребятишкам с ограниченными возможностями из Уярского района совсем без разницы, сдавали деньги конкретно для них или же для пацана, который хотел на баннер. Главное — развивающие игрушки, которых у них не было, теперь есть. Так что это — добро. А как же обманутые вкладчики, спросите вы? Некоторые довольны, некоторые догадывались обо всём сразу. А некоторые так никогда ничего и не скажут. Потому что не у всех хватит смелости публично заявить: «Из всех форм благотворительности я выбрал баннер для взрослого мужика и сдавал деньги именно на это, а совсем не на детей. Детям я денег давать не хотел!». Это же равносильно тому, что начать собирать на баннер самому.

***

— Массажный коврик мы купили, пирамидку тоже, осталось только найти специальную куклу, на которой наши сотрудники будут показывать родителям, как делать деткам массаж, — заведующая отделением социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Уярского района Вера Владимировна ХЛЕБНИКОВА пытается сдвинуть с места тележку, доверху забитую развивающими игрушками. Уже больше получаса мы бродим по красноярскому супермаркету, чтобы найти нужную куклу. — Я иду и не верю, что можно вот так взять и спокойно потратить больше 20 тысяч на детей, — тут заведующая резко тормозит. Прямо перед ней — та самая кукла. С ценником: 1207 рублей. Вера Владимировна хватает и прижимает игрушку к груди. — Если не хватит, я добавлю свои.


Комментарии пользователей

— Угарно не только то, что человек удумал рекламироваться и самоутверждаться посредством баннера, но и то, что стал просить деньги у других людей на него, а также сам себя выдвинул как достойного этого.

— Зачем вам тешить своё тщеславие за деньги бедных студентов? Два варианта ответа – или вы низко оцениваете свой труд и вам мало платят, либо вы поспорили с кем-то, что разведёте нищих студентов-голодранцев,

— Это как купить себе букет цветов, потому что никто не дарит. Так и собирать денежки на фоточку, потому что без своих вложений никто о твоём существовании не вспомнит.

Отдельное спасибо за визуализацию всего проекта в соцсетях выпускнице ИППС Марии БЕЛИКОВОЙ

Похожие материалы