Сетевое устройство

Текст: Константин СТАРОСТИН, специально для УЖ

«Понесла жизнь человека…», «И ты туда же?» — такие комментарии начали оставлять мои друзья под публикацией видеоролика, в котором одна из див популярной сетевой компании говорит, что берёт меня в команду. Так почему же мы стали негативно относиться к сетевому бизнесу (хотя его менеджеры пишут, что система реально работает), а главное — зачем туда идут люди, зная, какое отношение окружающих их ждёт?

Реально работает?

Устав слушать всех, кто обвиняет/восхищается сетевым бизнесом в Красноярске, я решил поговорить с менеджерами.

— Бросай свою девушку, если она не будет тебя поддерживать, — говорит представитель одной из крупных сетевых компаний страны. В кафешке мы сидим меньше часа.

— Ну я же её люблю, а вы такое предлагаете, — начинаю размазывать маршмэллоу по дну стакана.

— Сам посуди: ну зачем тебе рядом люди, которые в тебя не верят? Костя, если решил заработать, то бери и делай. Потом эта девушка сама к тебе прибежит, когда начнёшь на мерседесе ездить.

— А если и друзья меня не поддержат?

— Ты мозг-то включай: я же тебе объяснил, что сетевой бизнес работает. И кому ты теперь веришь — мне или каким-то друзьям, которые привыкли сидеть на месте и строить догадки. Что это за друзья тогда? Пусть завидуют тебе молча.

Это вторая встреча за день. Чтобы понять, реально ли в сетевом можно зарабатывать, я решил подробно разобраться в его структуре. Первые шаги каждый новичок делает под присмотром наставника, которого выбирает сам. Нужно набирать свою команду, постоянно искать возможные варианты мотивации людей. Ведь с каждой продажи «подопечных» капают определённые баллы (их впоследствии можно обменять на реальные деньги). И чтобы доход был большим, человеку необходимо постоянно призывать участников его ячейки звонить друзьям и знакомым, рекламировать и продавать всё больше товара. Только при таком «тотальном контроле» своей команды можно самому добиться крупных сумм. А ведь когда тебе предлагают вступить в ряды сетевиков, говорят, что работать нужно будет всего два часа в день (и то в социальных сетях). При этом обещают запредельные доходы чуть ли не мгновенно.

— Это никакая не финансовая свобода, тебе нужно постоянно искать людей, — говорит бывший сетевик Алексей ЛУЖБИН, который занимался этим делом четыре месяца. — И ты чувствуешь над собой контроль наставника, так что ты не сам себе на уме. Всё время тебя заставляют делать одни и те же действия: список, люди, встречи. Я вынужден был уйти, потому что уже заканчивался список знакомых, а те, кому я предлагал повторно, либо игнорировали меня, либо добавляли в чёрный список. Да и я сам по жизни директор, мне было неприятно, что меня контролируют.

Получается, и в сетевом бизнесе нужно постоянно и много работать. Только такие люди добиваются больших денег и мерседесов, которые дарит компания. Все обещания «лёгкости», «невероятных доходов сразу» — только обещания.

Схемопанорама

Ещё одна встреча. Снова маркетинг-план. Снова бросай девушку, если не поддержит. Единственное отличие — на встречу со мной менеджер пришла вместе с мужем и подругой.

— Я сама вышла на стабильный доход и вскоре получила мерседес, — говорит менеджер.

— Я сомневался сначала, а потом увидел, что это реально работает, и решил — тоже займусь, — говорит её муж.

— А я занимаюсь традиционным бизнесом; в нём такое количество рисков! Вот смотрю на ребят и понимаю: им тоже не просто, но гораздо легче, чем мне. Эх, везёт! И тебе, Костя, тоже везёт — ты вот так можешь взять и начать всё с нуля без всяких рисков, вложений, — это вторит подружка, которая «случайно» оказалась с нами на встрече.

— Запомни: мы никакие не продажники. Мы просто сами начинаем пользоваться продукцией компании и рассказываем об этом друзьям.

— А как добиться успеха быстро?

— Подключай социальные сети, приглашай друзей на личные встречи. Если хочешь зарабатывать уже сейчас, советую составить список «горячих» и «холодных» контактов. И звонить!

— А если люди откажутся приходить на встречи?

— Тут есть тонкость — сначала просто
напиши им в Интернете, попроси номер телефона, скажи, что давно не виделись. А на встрече спроси, как дела. Человек расскажет, а потом сам поинтересуется, как твои. И тут ты потихоньку начни рассказывать про продукт, про бизнес. Понял?

— Конечно.

С третьего раза и дурак поймёт.

Мы с тобой разберёмся

Начав разбираться с сетевым бизнесом, я стал публиковать свои мысли на страницах в социальных сетях. Первое и главное, что меня смутило, — везде пишут и говорят о том, что фирма позволяет заниматься бизнесом абсолютно без вложений. Хотя для активации контракта новичку необходимо реализовать продукцию общей стоимостью 8000 рублей. Это желательно сделать «самому и на свои деньги, иначе не поймёшь, что рекламируешь». Так говорит гуру сетевого бизнеса, которого слушают тысячи новичков.

Начинающие менеджеры тут же начали комментировать мои публикации, писали, что это проплаченный материал, поливание грязью, а я — дегенерат и т.д.

А вот несколько реакций обычных пользователей социальных сетей:

>> «Всё, что ты написал, слишком очевидно даже без общения с менеджерами. Достаточно глянуть пару раз три аккаунта в Инстаграме — топа, средненького менеджера и новичка. Они одинаковые, как пластиковые бутылки, а нам, смертным, бесконечно советуют «не быть как все» и расколхозить сознание»;

>> «Работать (пахать) нужно везде! Начав любой бизнес, будь готов пахать. Сетевой, классический — любой! Месяц, год, 10 лет — у каждого свой срок. Результат при правильных действиях будет один — успех! Ничего плохого в том, чтобы заниматься сетевым бизнесом, я не вижу. Только везде нужно что-то вложить — деньги/мозги/время/нервы. Я не знаю ни одного успешного человека, который не вложил бы в свой труд ничего. Так что, друзья, не важно, как вы зарабатываете, важно, делаете ли вы для этого хоть что-то или нет».

Как показало общение с более чем 20 сетевиками, вот по каким распространённым причинам люди идут в этот бизнес, несмотря на негатив:

>> вера в чудо (при минимальных затратах менеджеры обещают им нереальный заработок и такие же перемены в жизни);

>> возможность начать собственное дело с нуля;

>> туда берут всех.

А вот ещё ответ одного из сетевиков: «Когда вникаешь в систему заработка в этом бизнесе, начинаешь странно смотреть на всех недовольных, понимая, что они просто путают это с пирамидами и, не разобравшись, сами поддаются стереотипному мышлению. Да, это не деньги с неба, это тоже работа, просто дикая и непонятная большинству. Мне понравилась система, продукт, возможность заработка, на негатив не обращала внимания, и спустя пару-тройку месяцев те, кто лил негатив, сами стали интересоваться
сетевым у меня».

Сети сетевиков

— В сетевом бизнесе мы откликаемся на ту потребность, которая с детства находится у нас в активном состоянии: безопасность, комфорт, новизна, — размышляет психолог Оксана АНИЩЕНКО.

— А как безопасность связана с сетевым бизнесом?

— Речь тут про затраты и прибыль. Тебе говорят, что нет никаких вложений, и ты веришь, потому что хочешь, чтобы так было на самом деле.

— Значит, люди идут в сетевой бизнес из-за своих глубинных потребностей?

— Человеку иногда важно знать, что у него получится сразу, что его точно возьмут. А на обычной работе нужно ещё пройти собеседование, пережить испытательный срок.

В начале нашей встречи я предложил Оксане оценить несколько цитат, которые подглядел на страницах своих наставников. Выяснилось, что всё это — манипуляция нашими страхами. Например, фраза «Подумайте, как изменилась ваша жизнь за последние 12 месяцев? Вы стали лучше одеваться, обзавелись жильём? Если нет, то пора задуматься, что что-то идёт не так» затрагивает боязнь социальной смерти. Человек боится не успеть состояться в жизни и, прочитав такое, может реально пойти к менеджеру, чтобы изменить ситуацию.

— То есть меня всё это время вербовали?

— Некоторые действия сетевиков по критериям похожи на деятельность сектантов. Например: использование психологических методов эмоционального контроля, чувство вины перед организацией после выхода из неё (как будто ты предаёшь), контроль языка через введение нового словаря (важно говорить на одном языке).

Привязывающим можно считать и тот факт, что для старта необходимы финансовые вложения.

Некорректно с вашей стороны

— В студенчестве меня 15 раз соблазняли заняться сетевым бизнесом, но я отказывался, пока не случилась одна история, — член совета Общественной палаты Красноярска, руководитель сетевой компании Сергей ВОЛКОВ вышел на меня сам. Моим исследованием он заинтересовался в Интернете, предложил встретиться, чтобы «помочь информационно». — Мой товарищ потерял в кинотеатре кошелёк с крупной суммой денег. И ничуть не расстроился! Объяснил, что быстро заработает столько же, ведь занимается сетевым. Именно тогда я понял — стоит попробовать!

Свои первые деньги Сергей сделал на банальных продажах. Через некоторое время, когда понял, как устроен этот бизнес, начал зарабатывать прилично. Команда из 50 человек превратилась в полноценную структуру из 1000 сетевиков. И однажды случилось такое, что Сергей стал получать больше своих наставников.

— Тут мне начали давать советы, как правильно работать. А я сказал, что уже поздно. Главное они уже сделали — не мешали мне в тот момент, когда я начал разбираться. Поэтому я многое понял. Бизнес не должен становиться образом жизни, а только лишь его частью. Когда люди сами увидят твой успех и спросят про него, тогда твои рассказы будут гораздо эффективнее. А то невольно вспоминается анекдот: «Хочешь испортить свой день рождения, пригласи на него сетевика».

Понял Сергей и то, что хороший бизнес строится на правде и уникальном товаре, только это способно сделать его конкурентоспособным.

— Как думаете, почему многие негативно относятся к сетевому?

— На это есть две веские причины: псевдосетевые компании, которые на самом деле чистые финансовые пирамиды, и некорректные методы работы многих менеджеров. Они не понимают, что с человеком нужно выстраивать отношения, а не использовать его.

— И что, по вашему мнению, некорректно?

— Если видите объявления, что сетевой — это работа, то знайте: это уже некорректно! Сетевой бизнес — это прежде всего бизнес. Там, правда, нет многих проблем, связанных с покупкой офиса, придумкой продукции, её рекламы. Но выставлять бизнес под обычную работу — некорректно.

Также некорректно, когда начинающему сетевику говорят, что он должен купить продукцию. А он ведь не должен её покупать, он должен захотеть ею пользоваться сам. Иначе люди накупят продукции и не знают, что с ней делать.

Иногда люди вообще не понимают, для чего приходят в этот бизнес. Для реализации конкретной цели! И эта цель не должна быть связана с сетевым; бизнес — лишь инструмент для её реализации. Тут очень многое зависит от наставника и того, какой путь он покажет. Если он будет говорить: «Работай! Работай ещё!» и ничего больше не делать — это не продуктивно. И если прошло три месяца, а ты ничего не можешь без помощи менеджера, значит, заканчивай. Это не твоё.

Автор благодарит всех, кто вольно или невольно помог в проведённом исследовании.

Идея журналистского расследования, посвящённого сетевому бизнесу, вызвала большой общественный интерес: герои находили Константина сами, начальный видеоролик проекта с участием известного лидера сетевого бизнеса в Красноярске посмотрели почти 3000 человек, текст «10 противоречий Константина Старостина после встреч с сетевиками» в паблике «Проспект Мира» прочитали более 5000 человек. Также итоги эксперимента были представлены в программе «Новое утро» на ТВК.

Посмотреть ролики и мнения пользователей по-прежнему можно на странице Константина Старостина ВКонтакте и в Инстаграме: starkostik.

Похожие материалы