Академики ВАВИЛОВЫ

С недавних пор я живу на улице Вавилова. Иногда говорят: на улице академика Вавилова. И возник у меня вопрос: а в честь кого же названа улица? Ведь было два брата Вавиловых, и оба академики. Но поскольку в названии улицы не присутствуют инициалы, непонятно, чьё же имя носит улица.

Николай или Сергей?

На сайте городской администрации к информации об улице Академика Вавилова прикреплена справка о Николае Ивановиче Вавилове (13 ноября 1887 г. — 26 января 1943 г.), выдающемся российском и советском учёном-генетике, ботанике, селекционере, географе, путешественнике-исследователе. Мол, в честь него и названа улица. А на сайте kraskompas.ru («Для тех, кто любит Красноярск») утверждается вообще категорично: по решению исполкома Красноярского горсовета № 193 от 17.04.1951г. улица названа в честь Николая Ивановича Вавилова.

Николай Вавилов

Николай Вавилов

Но неужели в решении исполкома это указано? Ведь каждому критически мыслящему человеку ясно, что вряд ли это возможно: при жизни Сталина назвать улицу, не где-нибудь, а в краевом центре именем репрессированного учёного, приговорённого сначала к расстрелу, а затем к 20 годам заключения за измену Родине и умершего в Саратовской тюрьме.

Реабилитация состоялась только в августе 1955 г., когда Военная коллегия Верховного суда СССР отменила судебный приговор от 9 июля 1941 г. и прекратила дело в отношении Н.И. Вавилова за отсутствием состава преступления. Была официально признана незаконность действий следователя Хвата, в том числе фальсификация фактов и применение физических истязаний при допросах. При этом научная и общественная реабилитация имени Вавилова состоялась много позже, только 8 июля 1966 года последовало Постановление Президиума АН СССР № 476, в котором было предложено создать комиссию по изучению наследия академика Вавилова. Но фактически отмена всех информационных запретов на темы, связанные с именем учёного, наступила в конце 80-х годов.

Сергей Вавилов

Сергей Вавилов

Но давайте обратим внимание на год и месяц, когда назвали улицу именем Вавилова — 1951 г., апрель. А в январе 1951 г. умер брат Н.И. Вавилова — Сергей Иванович — Президент АН СССР, крупный учёный-физик. Скорее всего, под впечатлением именно этого события в Красноярске одной из улиц дали имя академика Сергея Вавилова, и тогда на сайте красноярской администрации — очевидная ошибка. Хотя версии о тонких обстоятельствах такого «наречения» могут быть разными. Например, кто-то в комиссии по наименованию улиц не указал инициалы в названии намеренно, чтобы люди посвящённые, видя имя академика Вавилова, имели в виду как минимум обоих братьев. Впрочем, учитывая время, вряд ли такое было возможно, ибо смертельно опасно.

Вот такая городская загадка — а, казалось бы, простой вопрос.

Судьба учёного

Судьбой братьев Вавиловых я интересовался давно и прочёл достаточно материалов об этих ярких, незаурядных людях.

Коротко рассказать о выдающейся личности Н.И. Вавилова сложно. Он был отмечен самыми высокими регалиями и должностями, но вес учёного ведь не званиях, а в его наследии.

Н.И.Вавилов — организатор и участник более ста экспедиций, охвативших пять континентов и принёсших мировой науке результаты первостепенной значимости, а их автору — заслуженную славу. Полученные материалы позволили Вавилову создать учение о мировых центрах происхождения культурных растений. Он обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов (открытие в биологии, сопоставимое с менделеевским в химии), заложил основы системы государственных испытаний сортов полевых культур, сформулировал принципы деятельности главного научного центра страны по аграрным наукам и др.

Уже находясь в тюрьме, Н.И. Вавилов закончил книгу «История развития мирового земледелия», где обобщил весь свой опыт, но рукопись погибла в тюрьме вместе с автором.

Под руководством Н.И. Вавилова во Всесоюзном институте растениеводства культурных растений была создана крупнейшая в мире коллекция семян, насчитывающая в 1940 г. двести пятьдесят тысяч образцов — первый в мире банк генов растений, с помощью которого учёный стремился противостоять стремительному сокращению биоразнообразия. Во время блокады Ленинграда из всего селекционного фонда института, содержавшего несколько тонн уникальных культур, не было тронуто ни одного зерна или картофельного клубня. Двадцать восемь сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, необходимые для продолжения исследований и способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства страны.

Теперь из исторических документов известно, что особый отряд гитлеровцев должен был захватить именно это хранилище, чтобы получить доступ к фонду зерновых культур, собираемому академиком Вавиловым многие годы.

По современной оценке четверть собранных Н.И. Вавиловым по всему миру семян уже не существуют в мире — вымерли, и имеются только в собранном им фонде. Оценка стоимости этого фонда исчисляется теперь миллиардами долларов.

А Вавилов был человеком, который мечтал вывести такие сорта зерновых культур, чтобы они не были подвержены ни засухе, ни заморозкам, и всем народам мира, наконец, стало бы хватать хлеба — прямо по Евангелию: «И ели, и насытились….».

Кстати, под влиянием идей академика Н.И. Вавилова на острове Шпицберген в 2006 г. под эгидой ООН для сохранения посадочного материала всех сельскохозяйственных растений, существующих в мире, создан Всемирный банк — Свальбардское семенохранилище. Хранилище «Судного дня или «Ноев ковчег» не должно допустить уничтожения семенного фонда в результате возможных глобальных катастроф, таких как падение астероида, ядерная война или глобальное потепление. Хранилище находится на 120-метровой глубине в посёлке Longuearbyen. При этом страны или корпорации, которые депонировали семена на хранение, сохраняют право собственности на них. Впервые за пока недолгий период работы хранилище откроет свои «закрома» в этом году по просьбе Международного центра сельскохозяйственных исследований в засушливых регионах, базирующегося в Бейруте, для восполнения уничтоженной во время боевых действий коллекции семян в Алеппо в Сирии.

В мире известно около 1400 банков семян; в основе же научных представлений современных селекционеров-генетиков работы Н.И. Вавилова.

В тисках лысенковщины

Научные труды Н.И.Вавилова были признаны во всём мире. Поражает, что только в 1942 году, когда Вавилов уже два года был в заключении, его избрали членом Национального географического общества США, Королевского географического общества Великобритании, член-корр. Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», иностранным членом Лондонского королевского общества, Ботанического общества Америки, Национальной Академии наук в Аллахабаде (Индия), Лондонского Линнеевского общества. Беспрецедентная поддержка международной научной общественности и привела, возможно, к отмене смертного приговора и замене его на 20 лет заключения.

Конечно, неспроста оказался в заключении известный учёный.

Серьёзные проблемы академической науки о селекции и генетике растений, были связаны с разрастанием политической кампании «перестройки агронауки на социалистические рельсы». В свою очередь необходимость «перестройки» обусловили причины политические: неразбериха коллективизации, разрушение уклада жизни села, производительных сил, обеспечивающих страну продовольствием; как следствие — голод в различных регионах страны. Всё это требовало объяснений. Ответ был дан простой — вредительство как на селе, так и в аграрной науке, где «окопались» чужеродные элементы, проще — враги.

Активным лидером этой кампании стал Т.Д. Лысенко, который своевременно уловил политический момент. Как он сам сказал о себе: «В нашем Советском Союзе, товарищи, люди не родятся, родятся организмы, а люди у нас делаются. И вот один из таких сделанных людей — я. Я не родился человеком, а сделался. Это больше, чем быть счастливым».

На опытной станции в 1925 г. агроном без образования Т. Лысенко сеял горох. Он успел посеять его только один раз, получил неплохой разовый результат — и тут приехал корреспондент газеты «Правда». В «Правде» появляется статья, герой которой — крестьянский парень-агроном Трофим Лысенко. Читаем: «университетов не проходил, мохнатых ножек у мушек не изучал, а смотрел в корень». И финал статьи: «У босоного профессора теперь есть последователи, ученики, приезжают светила агрономии, признательно жмут ему руку».

Время было такое, что, не имея образования, учёных степеней Лысенко в 1936 г. становится член-корром, а в 1939 г. академиком АН СССР. В 1938 г., уже в период гонений на учёных, Н.И.Лысенко становится Президентом ВАСХНИЛ, возглавив, таким образом, агрономическую науку страны.

Что умел Т.Лысенко, так это угодить своими обещаниями тогдашней власти, крайне заинтересованной в таких вот деятелях «науки» – наёмных чертях, вовремя выпрыгивающих из табакерки со своими простыми ответами на сложные вопросы.

Лысенко прожил долгую жизнь – до 1976 г. Многократный орденоносец и лауреат, поддерживаемый в разное время И. Сталиным, Н. Хрущевым, Н.Подгорным, безбедно прожил жизнь, не оставив какого-либо научного наследия и доброй памяти.

Следует сказать, что стремительный рост карьеры Лысенко сопровождался постоянной поддержкой самого Н.И. Вавилова, который полагал первоначально, что следует поддержать идеи растущего и ищущего учёного пролетарского происхождения. Здесь проявились и личные качества Николая Ивановича, и, очевидно, реальная партийная установка-поручение. Во многом с подачи Вавилова Лысенко стал и членом Академии наук, и руководителем ВАСХНИЛ.

По мере карьерного роста Лысенко сам Вавилов сдавал свои позиции как руководитель аграрной науки. Преимущества Лысенко в этой борьбе были неоспоримы: если Вавилов говорил о яровизации (известный метод, который проповедовал Лысенко) как о методе селекции, способном повысить качества семян, но не давал пустых обещаний о росте урожая, то Лысенко сразу говорил о повышении урожайности на полях в пять раз.

После принятия в 1931 г. партийно-правительственного постановления «О селекции и семеноводстве», в котором была поставлена задача сократить срок получения новых сортов (вместо 10—12 лет до 4—5 лет), Лысенко заявил, что берётся выводить сорта за вдвое меньший срок — два с половиной года и в 1935 г. уже доложил о создании новых сортов. То, что эти сорта не дали реально высоких урожаев, было уже не так важно. Опытные работы и контрольные посевы устойчиво показывали цифры роста (бумага всё терпит).

Лысенко отлично чувствовал политически момент. В 1935 г. он выходит на трибуну в Кремле на встрече Сталина с ударниками сельского хозяйства и произносит: «Товарищи, вредители-кулаки встречаются не только в вашей колхозной жизни. Не менее закляты они и для науки. Немало пришлось кровушки попортить во всяческих спорах с так называемыми учёными. И в учёном мире, и не в ученом, а классовый враг – всегда враг».

Сталин впечатлён, все в восторге.

За день до открытия первой сессии Верховного Совета, 11 января 1938 г., газета «Социалистическое земледелие» публикует редакционную статью под заголовком «Оздоровить Академию сельскохозяйственных наук. Беспощадно выкорчевывать врагов и их охвостье из научных учреждений». К этому времени уже арестованы подряд два президента ВАСХНИЛ и другие учёные.

Став в 1938 г. Президентом ВАСХНИЛ, Лысенко развернул активную работу по дискредитации и уничтожению научных направлений по селекции и генетике. Пострадали десятки специалистов, ряд ведущих учёных были осуждены и погибли.

В 1939 г. в Москве должен был состояться VII Международный Генетический конгресс под председательством Н.И. Вавилова – признанного авторитета в мировой аграрной науке. Т.Д. Лысенко и его сподвижники напрямую обратились к Сталину, и в результате их агрессивных действий и наветов форум был заблокирован и прошёл в Эдинбурге (Шотландия). На конгрессе не было советской делегации, сам Н.И. Вавилов не получил разрешения на выезд. Его место председателя конгресса (буквально пустое кресло на сцене) так и осталось незанятым.

Вавилов в это время уже осознал всю гибельность ситуации и вступил в открытое противостояние с Лысенко. Это только ускорило развязку – летом 1940 г. он был арестован.

Разгром «буржуазной генетики» продолжался многие годы, особенно памятна сессия ВАСХНИЛ 1948 г., на которой продолжали клеймить с желанием окончательно «добить» тех учёных, которые так или иначе использовали в своей работе методы селекции и генетики, а также опыт и знания, добытые «не канонизированными» отечественными или, тем более, зарубежными учёными.

В результате передовые позиции отечественных учёных в селекции и генетике были безвозвратно утрачены, ряд научных школ планомерно разгромлены, сельскохозяйственная индустрия страны не получила нужные ей эффективные сорта семян.

Последствия? Как известно, Россия экспортировала зерно до Первой мировой войны, а СССР практически весь остаток XX века жил в условиях нехватки продовольствия и импортировал зерновые. Это цена тех горестных процессов и объективный показатель эффективности управления в области земледелия.

Период в аграрной науке после сессии ВАСХНИЛ 1948 г. описан в романе В. ДУДИНЦЕВА «Белые одежды». Показательно, что книга была издана только в 1986 г., попав в список запрещенных на 30 лет.

Младший брат

Скажу немного о человеке, в честь которого, видимо, и названа улица в нашем городе - Сергее Ивановиче Вавилове (1891−1951). Это основатель научной школы физической оптики в СССР, президент АН СССР, Лауреат четырёх Сталинских премий (две присвоены посмертно).

Основные работы С.И. Вавилова относятся к люминесценции и изучению природы света. Сергей Вавилов открыл (1927 г.) зависимость квантового выхода люминесценции от длины волны возбуждающего излучения (закон Вавилова), обнаружил (1923 г.) первый нелинейный эффект в оптике. С.И. Вавиловым и его учениками разработаны высокоэкономичные люминесцентные лампы, методы люминесцентного анализа, создана ультрафиолетовая и люминесцентная микроскопия. Выдающимся же считается открытие 1934-го года: ученик Вавилова П.А. Черенков обнаружил особое свечение чистых жидкостей под действием гамма-лучей (эффект Вавилова−Черенкова). За открытие и объяснение этого явления П.А. Черенков, И.М. Франк и И.Е. Тамм в 1958-м удостоены Нобелевской премии.

Сергей Вавилов до этого момента не дожил. Он вообще рано ушёл из жизни — думается, нелегко ему было работать под неусыпным оком партии и органов, ежедневно сознавая зыбкость своего положения. Как известно, любил Вождь народов контролировать своих подданных, особенно высокопоставленных, усадив близких родственников в лагерь. Следует сказать, что Сергей Иванович обращался к руководству страны, пытаясь спасти старшего брата.

…На красноярской улице академика Вавилова в настоящий момент разместился микрорайон Вузовский (3-я площадка): два современных, высотных общежития, спортивный комплекс, хорошо обустроенный сквер с лавочками и зеленью. Место хорошее и достаточно просторное. Думается, было бы правильно создать в этом сквере уголок памяти академиков Вавиловых. Чтобы и памятная доска (или даже памятник!), и соответствующая информация напоминала нам об этих людях науки, настоящих гражданах своего Отечества.

Вячеслав НЕСКОРОМНЫХ, доктор технических наук, ИГДГиГ

Похожие материалы