Тысяча и один повод перечитать
Подборку сделала Мария РОМАНЮК
Герман ГЕССЕ — 2 июля 1877 г. (140 лет)
Лауреат Нобелевской премии и один из самых читаемых авторов XX века называл всё своё творчество «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития». Его по-настоящему волновала судьба художника, место в этом мире подлинного искусства, умеющего говорить ясно и просто о сложном.
Гессе родился в верующей и интеллигентной семье, где читали Библию, знали о Будде и Лао-Цзы. В школьных тетрадях он писал стихи и рассказы.
«С тринадцати лет мне было ясно одно — я стану либо поэтом, либо вообще никем» (немецкое слово «dichter» означает не только «поэт», но и в широком смысле — «сочинитель»).
Юный Гессе чуть было не пошёл по следам своего отца и даже целый год проучился в теологическом колледже, но вовремя предпочёл церковным догмам свободу самовыражения. Позднее он убедительно соединил в своём творчестве этику христианства с представлениями древних восточных культур и немецкой философии.
Нам несказанно повезло: в России произведения Гессе переводил блестящий литератор Соломон АПТ и сумел подобрать совершенно особый, магический русский язык.
Цитата: «Истина есть, дорогой мой! Но «учения», которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, — такого учения нет. Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, её не преподают».
Интересный факт. Популярность Гессе резко выросла после Второй мировой войны. Особенно сильным было воздействие его книг на молодёжь. Французские студенты — участники выступлений 1968 года — объявили его одним из своих духовных лидеров.
Что читать: бунтарям — «Степной волк», во многом автобиографичное произведение, литературный портрет человека ХХ века; интеллектуалам — роман «Игра в бисер» — плод десятилетних трудов писателя, удивительная философская утопия и во многом притча.
Уильям ФОЛКНЕР — 25 сентября 1897 г. (120 лет)
Его первой книгой был сборник стихотворений, но амплуа поэта-неоклассика за Фолкнером не закрепилось: он нашёл себя в прозе. Основная тема его произведений — плетение человеческих страстей в тяжкой и неспокойной социальной атмосфере.
Фолкнер — не для ценителей ажурных конструкций и фантомов постмодернизма. Сценаристы советуют студентам его произведения в качестве пособий, по которым нужно учиться сценарному мастерству (особенно безупречен Фолкнер там, где необходимо изобразить характер и внешность героя).
Цитата: «Людям нужны неприятности — небольшие разочарования, чтобы отточить характер, сделать его сильнее. То же самое относится и к художникам: я не утверждаю, что вам следует жить в крысиной норе или в сточной канаве, но вы должны научиться стойкости, терпению. Счастливы лишь те, кто ведёт жизнь овоща».
Интересный факт: однажды компания MGM предложила Уильяму Фолкнеру внушительную сумму денег за сценарий, но он не смог отправить им телеграмму со словом «Да»: ему не хватило пары центов.
Что читать: «Шум и ярость» — главный роман Фолкнера, не единожды экранизированный, входящий в список 100 лучших англоязычных романов по версии журнала «Time».
Марина ЦВЕТАЕВА — 8 октября 1892 г. (125 лет)
О Марине Цветаевой говорят или с обожанием, или с опаской, немного нервно. Сложно не восхищаться её стихами, фантастически скроенными, филигранно отточенными. И очень сложно полюбить её настоящую — «нездешнюю», противоречивую, бескомпромиссную, изо всех сил старающуюся вырваться из цепких объятий земного притяжения, сбежать от несчастья, нужды и одиночества.
Но она поэт чрезвычайный, умевший, даже постоянно падая и ошибаясь, видеть самое важное, и этот взгляд на вещи в упор обескураживает и подкупает.
Цветаева — глубокая, тёплая, и теплота её не выученная, особенно надёжно припрятанная от тех, кто, не разбираясь, навесил ярлыки «про любовь», «для девушек». Все пишут про любовь, даже Солженицын. А в творчестве Цветаевой — железный внутренний стержень, «тотальность самоосуществления».
Цитата: «Ни один человек, даже самый отрешённый, не свободен от радости быть чем-то (всем!) в чьей-нибудь жизни, особенно когда это — невольно».
Интересный факт: Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать ещё в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком.
Чьи стихи ещё почитать: среди важных поэтов-юбиляров этого года — Константин БАЛЬМОНТ (150), Максимилиан ВОЛОШИН (140), Игорь СЕВЕРЯНИН (130), Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ (95), Белла АХМАДУЛИНА (80), Геннадий ШПАЛИКОВ (80).