Тысяча и один повод перечитать

Подборку сделала Мария РОМАНЮК

Стремительно набирающий ход 2017 год богат на юбилейные даты литературных гениев. Для чуткого знакомства с произведениями известных всему миру поэтов и писателей нам зачастую в школе не хватает осознанности, времени — в университете... Не беда: годовщины — отличный повод познакомиться с новым именем либо перечитать что-то особенное и пронзительное, но давно забытое. Чтобы вынести уроки для сегодняшней жизни или, погрузившись в захватывающее литературное путешествие, отдохнуть от каких бы то ни было уроков вообще.

Герман ГЕССЕ — 2 июля 1877 г. (140 лет)

Лауреат Нобелевской премии и один из самых читаемых авторов XX века называл всё своё творчество «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития». Его по-настоящему волновала судьба художника, место в этом мире подлинного искусства, умеющего говорить ясно и просто о сложном.

Гессе родился в верующей и интеллигентной семье, где читали Библию, знали о Будде и Лао-Цзы. В школьных тетрадях он писал стихи и рассказы.

«С тринадцати лет мне было ясно одно — я стану либо поэтом, либо вообще никем» (немецкое слово «dichter» означает не только «поэт», но и в широком смысле — «сочинитель»).

Юный Гессе чуть было не пошёл по следам своего отца и даже целый год проучился в теологическом колледже, но вовремя предпочёл церковным догмам свободу самовыражения. Позднее он убедительно соединил в своём творчестве этику христианства с представлениями древних восточных культур и немецкой философии.

Нам несказанно повезло: в России произведения Гессе переводил блестящий литератор Соломон АПТ и сумел подобрать совершенно особый, магический русский язык.

Цитата: «Истина есть, дорогой мой! Но «учения», которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, — такого учения нет. Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, её не преподают».

Интересный факт.
Популярность Гессе резко выросла после Второй мировой войны. Особенно сильным было воздействие его книг на молодёжь. Французские студенты — участники выступлений 1968 года — объявили его одним из своих духовных лидеров.

Что читать:
бунтарям — «Степной волк», во многом автобиографичное произведение, литературный портрет человека ХХ века; интеллектуалам — роман «Игра в бисер» — плод десятилетних трудов писателя, удивительная философская утопия и во многом притча.

Уильям ФОЛКНЕР — 25 сентября 1897 г. (120 лет)

Его первой книгой был сборник стихотворений, но амплуа поэта-неоклассика за Фолкнером не закрепилось: он нашёл себя в прозе. Основная тема его произведений — плетение человеческих страстей в тяжкой и неспокойной социальной атмосфере.

Фолкнер — не для ценителей ажурных конструкций и фантомов постмодернизма. Сценаристы советуют студентам его произведения в качестве пособий, по которым нужно учиться сценарному мастерству (особенно безупречен Фолкнер там, где необходимо изобразить характер и внешность героя).

Цитата:
«Людям нужны неприятности — небольшие разочарования, чтобы отточить характер, сделать его сильнее. То же самое относится и к художникам: я не утверждаю, что вам следует жить в крысиной норе или в сточной канаве, но вы должны научиться стойкости, терпению. Счастливы лишь те, кто ведёт жизнь овоща».

Интересный факт: однажды компания MGM предложила Уильяму Фолкнеру внушительную сумму денег за сценарий, но он не смог отправить им телеграмму со словом «Да»: ему не хватило пары центов.

Что читать: «Шум и ярость» — главный роман Фолкнера, не единожды экранизированный, входящий в список 100 лучших англоязычных романов по версии журнала «Time».

Марина ЦВЕТАЕВА — 8 октября 1892 г. (125 лет)

О Марине Цветаевой говорят или с обожанием, или с опаской, немного нервно. Сложно не восхищаться её стихами, фантастически скроенными, филигранно отточенными. И очень сложно полюбить её настоящую — «нездешнюю», противоречивую, бескомпромиссную, изо всех сил старающуюся вырваться из цепких объятий земного притяжения, сбежать от несчастья, нужды и одиночества.

Но она поэт чрезвычайный, умевший, даже постоянно падая и ошибаясь, видеть самое важное, и этот взгляд на вещи в упор обескураживает и подкупает.

Цветаева — глубокая, тёплая, и теплота её не выученная, особенно надёжно припрятанная от тех, кто, не разбираясь, навесил ярлыки «про любовь», «для девушек». Все пишут про любовь, даже Солженицын. А в творчестве Цветаевой — железный внутренний стержень, «тотальность самоосуществления».

Цитата:
«Ни один человек, даже самый отрешённый, не свободен от радости быть чем-то (всем!) в чьей-нибудь жизни, особенно когда это — невольно».

Интересный факт:
Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать ещё в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком.

Чьи стихи ещё почитать:
среди важных поэтов-юбиляров этого года — Константин БАЛЬМОНТ (150), Мак­си­милиан ВОЛОШИН (140), Игорь СЕВЕРЯНИН (130), Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ (95), Белла АХМАДУЛИНА (80), Геннадий ШПАЛИКОВ (80).

Похожие материалы