Готовим новых инженеров

Вечером 31 мая в корпусе «Д» Политехнического института студенты и преподаватели пили чай и обсуждали поездку в Москву. Она состоялась благодаря сетевому договору СФУ и Московского политехнического университета. Восемь преподавателей и пять первокурсников — металлурги, машиностроители и энергетики — посетили МПУ и Роботех (Сколково). Ходили на выставки, наблюдали рабочий и учебный процессы, сами принимали в них участие, в том числе включались в деловые игры и прорабатывали паспорта проектов.

Студенты свои впечатления от поездки описывали с воодушевлением. Особенно им понравилась экскурсия в Сколково. Формат был очень интересный — одновременно проходила и конференция, и мастер-классы, и выставка, можно было переходить от одного мероприятия к другому. В самом московском политехе наши студенты выполняли лабораторную работу под названием «Недетские вопросы», она проходила по всей России. Вопросы к ней придумывали дети, но, несмотря на это, ответить на них было довольно сложно. Красноярская делегация в итоге забрала в МПУ три приза из пяти. Вообще, как с юмором отметил сопровождающий группы, наши студенты лучше всего работали в режиме дедлайна — здесь они концентрировались и выдавали лучшие решения.

На вопрос одного из красноярских преподавателей, что бы наши студенты хотели взять из учебного процесса москвичей, студенты незамедлительно ответили: открытое пространство для реализации проектов, куда студенты приходят сами, в удобное для них время. Красноярцы имели возможность наблюдать, как работают над проектами московские студенты, и это их весьма впечатлило. Особенно запомнилась работа над проектом дизайна автомобиля.

Также московские студенты имеют «корочки» рабочих специальностей, которые получают без отрыва от учёбы. Необходимый разряд для работы на оборудовании можно получить уже на первом курсе.

Преподаватели были согласны со студентами: самый большой плюс московского университета, по их мнению, — это условия работы студентов, в первую очередь — большое количество разных инженерных проектов на выбор с прекрасной материально-технической базой. В нашем университете студенты для работы над проектами подстраиваются под ленты, а в МПУ из расписания полностью выведена вторая часть дня, и студенты распоряжаются ею, как им удобно — могут хоть пять раз в неделю прийти поработать в производственные помещения, хоть один.

Ещё одно преимущество москвичей: они к работе над проектами могут привлекать любых креативных людей, в том числе с производства. И часто руководитель проекта именно производственник, который может научить студента чему-то эксклюзивному. Ресурсы у Москвы для привлечения таких специалистов имеются , а в СФУ такой опыт только начинает развиваться.

Сегодня в МПУ создана отдельная структура — Центр проектной деятельности, она занимается только студентами. И преподаватель может не совмещать проектную и учебную деятельность. Есть преподаватели, которые устроены в Центр и специализируются на проектах, а есть преподаватели на кафедрах, которые проектами занимаются по желанию.

Ситуация со спонсорством там такая, что красноярцам и не снилась, всё-таки Москва — это средоточие представительств мировых концернов и всех крупных российских фирм. Например, один из главных проектов МПУ — это «Лунный ровер», заказ РКК «Энергия». А один из спонсоров всех транспортных проектов МПУ — компания Motul, причём компания нашла вуз сама, как только там стали разрабатывать болиды и мотоциклы.

О том, что даёт СФУ сетевое взаимодействие, мы говорим с Натальей Влади­мировной ГАФУРОВОЙ, профессором, советником ректора СФУ.

— Как давно СФУ сотрудничает с МПУ?

— С 1 сентября 2016 года. Всё началось с конференции по инженерному образованию, с их игры под названием «Инженерный кластер». Это такая практико-ориентированная, довольно длинная (8 недель) учебная игра, которой мы заинтересовались и попробовали организовать её на нашей почве. Потом это переросло в сетевые отношения, и часть учебного процесса мы передали МПУ в рамках этой игры. В ближайший учебный год, который начнётся 1 сентября, у нас будет сетевое сотрудничество.

В июне мы вместе с коллегами из МПУ представляем в Канаде, в Калгари, наш совместный опыт по инженерному образованию, там будет ежегодная конференция по CDIO.

Далее с начала учебного года почти два месяца — сетевой учебный модуль «Инже­нерный кластер», планируется совместная работа над одинаковыми студенческими проектами на три университета — включается ещё и Дальневосточный федеральный университет. На конкурсной основе выберутся самые сильные команды, и уже во втором семестре они поедут в МПУ участвовать в очном инженерном соревновании.

А на следующую весну мы договорились о серии учебных занятий для ребят по проектной деятельности, которые будут проходить дистанционно.

— Студенты, которые сегодня рассказывали о поездке в Москву, они…

— …это как раз победители «Инженерного кластера». Сначала они победили в заочном туре с онлайн-поддержкой — шесть недель ребята решали инженерные задачи. Эти задачи разработаны МПУ с участием наших преподавателей. Если учесть, что это студенты-первокурсники, главной задачей «Инженерного кластера» была их мотивация к решению инженерных задач с помощью математики, физики, информатики, инженерной графики и т.д. По результатам итогового очного тура, проводимого в СФУ с участием МПУ, пять студентов поехали в Москву.

Мы надеемся, что из этого прорастут междисциплинарные реальные инженерные проекты. Металлурги, сварщики и энергетики могут очень сильно друг другу помогать в выполнении инженерных проектов.

— Какие перспективы вы видите в сетевом сотрудничестве?

— Сегодня нормой является открытость. Ведь чем более герметичен учебный процесс, тем меньше шансов у него на развитие, соответственно, меньше и возможностей у студентов. Сама инженерия сегодня междисциплинарна, она давно вышла из конкретных предприятий и отраслей, и тот технологический уклад, к которому мы идём, находится сегодня на стыке био-, робототехники, нанотехники, разных гуманитарных подходов.

Учитывая это, мы не всё можем делать, опираясь только на внутренние возможности университета. И вот ту часть работы, которую могут другие вузы и организации делать, мы передаём сетевым партнёрам, организовываем взаимодействие с сильными учебными заведениями, которые позволяют нам компенсировать собственный дефицит.

При этом нам не надо создавать того, что есть у них — например, тот же «Инженерный кластер». Они просто его под нас адаптируют, и дальше мы совместно его реализуем.

Или другое сетевое сотрудничество: наши преподаватели учатся в eNano — «дочке» РосНано, которая выполняет образовательную функцию. В рамках этого сотрудничества мы ввели две новые дисциплины — «Управление изменениями» и «Управление проектам», а третью ставим сейчас — «Системная инженерия». Ведущие преподаватели «Бауманки», МФТИ и так далее обучают наших преподавателей.

Елена НИКИТИНСКАЯ

Похожие материалы