Шанс для особо талантливых и амбициозных


«Существует ли судьба? И что есть человек — лишь пёрышко, летящее по ветру судьбы? Или же человек сам хозяин своей жизни?» — этот философский вопрос Форреста Гампа — героя известного фильма — мог бы стать эпиграфом к истории появления в структуре СФУ нового образовательного пространства.

Как с максимальной пользой применять полученные в университете знания, как научиться раскрывать свои способности и воплощать идеи в жизнь? Всему этому могут научить в SibFU Honors College. До 25 сентября продолжается набор студентов второго и третьего курсов с высокими образовательными результатами для обучения в колледже, имеющем пока непривычное для нашего уха название. Подробнее о задачах проекта мы попросили рассказать его руководителя, кандидата философских наук, доцента ГИ СФУ Марию ТАРАСОВУ.

— Мария Владимировна, в чём суть проекта и как родилась идея? В других университетах России, кажется, нет ничего подобного…

— Можно по-разному перевести название «Honors College» на русский язык — это и уважение, и честь, и достоинство, и знак почёта и отличия. Можно толковать дословно как «колледж отличников», но это будет неверно. Правильнее перевести как знак отличия инициативной, талантливой, самостоятельной творческой личности, которая готова саморазвиваться. Я перечислила те базовые качества, которые считаю главными для студентов и преподавателей колледжа. Это особенные люди, энтузиасты образовательного действия. Цель SibFU Honors College — развитие инициативной, творческой личности, готовой к активной реализации своего потенциала.

Когда я занялась вопросом об открытии такого колледжа, то узнала, что, вообще-то, это целое образовательное движение в мире. Что же касается России, то, насколько мне известно, подобный колледж создаётся в Тюменском университете, и есть какие-то элементы, так называемые Honors-группы, в Высшей школе экономики в Москве. Но это не Honors College в полном смысле слова. Поэтому СФУ можно назвать одним из пионеров данного образовательного движения в России.

Сегодня вузы нашей страны стоят перед глобальным вызовом и вынуждены бороться за свою конкурентоспособность, а Honors College — это такое образование, которое помогает раскрыться человеку, если он чувствует, что традиционная образовательная система не позволяет ему это сделать. Таким образом университет предпринимает усилия по коррекции собственного образовательного плана, создавая элитную образовательную среду для подготовки ценных кадров для будущего.

— Почему именно вы возглавили SibFU Honors College?

— Я очень благодарна университету за то, что мне предложили руководить этим проектом. Возник он благодаря тому, что СФУ вступил в Программу 5-100, и существует ряд мероприятий, призванных повышать конкурентоспособность вуза. Создание Honors College — один из таких шагов.

Сейчас я заканчиваю докторантуру СФУ и пишу диссертацию, связанную именно с образованием. Тема моей научной работы — «Диалектика образовательного взаимодействия идеалов систем культуры и социума». Моделируя систему взаимодействия между культурой и социумом, я разработала методологию, которую можно реализовывать в конкретных образовательных институтах. Поскольку по образованию я — искусствовед, считаю важным заниматься развитием технологий образования через искусство. Среди направлений, которые мы предлагаем в Honors College, — теория и практика визуального мышления, психология творческой деятельности, а в СФУ, как известно, существует научная школа (основана доктором философских наук, профессором В.И. ЖУКОВСКИМ), где произведения изобразительного искусства рассматриваются как держатели стратегий и тактик визуального мышления.

— Планируется ли международное сотрудничество в организации работы Honors College?

— Да, сейчас уже установлен контакт с Lee Honors College Западного Мичиганского университета (Western Michigan University). Декан этого колледжа Гари Бишоф (Dr. Gary H. Bischof) выразил большое желание и полную готовность к партнёрским отношениям с СФУ в области развития Honors College. Уже подписан Договор о намерениях сотрудничества. Сейчас рассматриваются возможности обмена преподавателями и студентами, а также получения студентами двойного сертификата Honors College. Благодаря открытости наших зарубежных коллег, мне удалось подробно изучить концепцию и миссию Honors College, понять то место, которое подобный образовательный институт занимает в структуре университета.

Взаимодействие с другими образовательными институтами определяется следующей формулой: успех студентов Honors College — это успех каждого отдельного института и университета в целом. Наличие Honors College в университете повышает престиж вуза и делает университет более привлекательным как в глазах абитуриентов, так и потенциальных работодателей выпускников. «Преуспевает Honors College — преуспеваем мы, преуспеваем мы — преуспевает Honors College», — так сказал мне декан Колледжа Бизнеса Западного Мичиганского университета (Dr. Satish Deshpande).

При этом каждый Honors College отличается своеобразием. Методология нашего колледжа уникальна, в частности, использованием концепции организационно-деятельностных игр в образовании. Эта концепция весьма заинтересовала наших иностранных партнёров, что даёт основание для конструктивного диалога в сфере формирования единых подходов к управлению системой высшего образования.

— Обучение в SibFU Honors College платное или бесплатное и как будет проходить набор?

— Для всех студентов обучение бесплатное, так как проект финансируется из федерального бюджета Проекта 5-100. Обучение рассчитано на два года (четыре семестра). Приглашаем бакалавров 2-го и 3-го курсов. Набирать будем 130 человек (шесть групп). Ждём студентов ВСЕХ институтов, потому что мы создаём метапредметное, междисциплинарное пространство, направленное на развитие таких компетенций, которые могут пригодиться в любой профессии. Набор в колледж будет осуществляться на конкурсной основе. Во время конкурсных испытаний очень важно наличие мотивации и ресурса для саморазвития. Желание сделать ещё один шаг в своём развитии — это главный мотив для поступления студента в Honors College.

— Каким должен быть итог обучения?

— Студент-выпускник СФУ, окончивший Honors College, будет иметь компетенции, которые сделают его более привлекательным в глазах работодателей. Это развитое критическое мышление, мотивированность, инициативность, интерес к своему делу, развитое творческое начало, кооперация, т.е. способность к работе в команде. Всё перечисленное — навыки, жизненно необходимые в XXI веке. В ходе обучения каждый студент должен будет выполнить собственный научно-исследовательский проект и защитить его, а это тоже очень важный результат, поскольку человек будет применять полученные компетенции в своей профессиональной сфере. Уже есть договорённости с руководителями нескольких магистерских программ о том, что бакалавры, которые успешно окончат Honors College, получат дополнительные баллы для поступления в магистратуру по отдельным направлениям.

— Кто помогает вам в разработке программы SibFU Honors College?

— В качестве консультанта по методологии проекта выступает доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор СФУ Борис Иосифович ХАСАН. Совместно с сотрудниками Института психологии и практик развития, которым он руководит, с учётом традиций и с включением собственных инноваций, мы будем разрабатывать программы образовательных направлений. Для меня главный показатель преподавателя, готового к концепции субъектного образования, — это его способность к разработке образовательных программ. Поэтому элемент образовательного творчества, безусловно, будет присутствовать.

— Заявлено уже более десяти направлений в образовательной программе колледжа: критическое мышление, конструктивное решение конфликтов, прикладная теория игры, психология управления личностными ресурсами и т.д. Означает ли это, что студенты будут выбирать из предложенного?

— В начале октября, после завершения набора в колледж, мы проведём организационно-деятельностную игру-запуск. Тема игры — «Honors College Сибирского федерального университета — что это? Студент Honors College — кто это?». Во время игры студенты смогут поиграть в Honors College и понять, как и чему здесь будут учить. После этого состоятся презентационные мастер-классы: в интенсивной форме, методом погружения с элементами игры преподаватели представят каждое образовательное направление, после чего студенты смогут сделать выбор двух из них. Параллельно запустим индивидуальную проектную работу. С середины октября уже планируем начать занятия в колледже.

Уверена, что образование — это не состояние ожидания профессии, будущей работы, а возможность индивидуального роста здесь и сейчас!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы