Игра-запуск «колледжа отличников»

О Honors College, только-только созданном в СФУ, мы уже писали. Конкурсный набор в колледж шёл почти два месяца, а в конце октября состоялась игра-запуск проекта, школы, колледжа — пока не знаем, как лучше это называть. Руководитель SibFU Honors College Мария ТАРАСОВА рассказала о том, для чего и как проводилась игра.

— Почему запуск Honors College проводился в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ)?

— На мой взгляд, ОДИ — это одна из тех отечественных методических инноваций, чьи достоинства позволяют проектировать будущее российского высшего образования сегодня. ОДИ — это форма и метод организации и развития коллективной мыследеятельности. Казалось бы, почему необходимо коллективное мышление? Ведь мыслительный путь каждого индивидуален. Но, как писал автор-разработчик ОДИ Георгий ЩЕДРОВИЦКИЙ, мы постоянно сталкиваемся с такими задачами и заданиями, решение которых выше возможностей отдельного человека. Мы собрали в Honors College лучших студентов — представителей пятнадцати институтов университета, разных специальностей и направлений, от киноведения до ядерной физики. И каждый из них — прекрасный будущий специалист в своей области. Но сегодня само время требует полипредметного и надпредметного мышления, развития коммуникативных навыков, позволяющих представителям разных профессий вступать в диалог друг с другом и работать над междисциплинарными проектами. Эти навыки в XXI веке принято называть soft skills. Развитию этих умений посвящён весь проект Honors College. И организационно-деятельностная игра была задумана как введение студентов в это новое образовательное пространство.

— Кто помогал разрабатывать программу игры-запуска?

— Команда оргтехников и игротехников, представляющих научную школу конфликтологии СФУ: Борис ХАСАН, Иван ДРОБЫШЕВ, Артур КОНГАРОВ, Дарья ШТОРК, Ирина ВАТАЩАК, Елена КОТОВА, Яна КРАСИКОВА. В качестве игроков также участвовали преподаватели — ведущие образовательных направлений SibFU Honors College — Татьяна СЕДЫХ, Татьяна РУМЯНЦЕВА, Александра СИТНИКОВА, Михаил РЫБКОВ, Михаил БУХТОЯРОВ. Но главными действующими лицами были студенты SibFU Honors College.

— Как проходила игра?

— ОДИ предполагает проведение выездных мероприятий, что связано с необходимостью погружения в коллективное игровое проектирование.

Игра-запуск Honors College шла два дня и имела проектировочный характер. Первый день был посвящён проблематизации ключевых вопросов образования в Honors College, а второй день — нахождению решений выявленных проблем.

Студенты и преподаватели участвовали в игре, целью которой выступило коллективное планирование правил учебного процесса и результатов обучения в SibFU Honors College. В итоге студентам было предложено стать соавторами и соразработчиками собственной образовательной программы в колледже.

Перед игроками (студентами и преподавателями) ставились такие вопросы, как: «Чего я хочу от участия в программе SibFU Honors College?», «Предположим, Honors College дал мне всё, что я хотел/а. Какой/какая я теперь?», «Без чего Honors College не может существовать?», «Как выглядит карта SibFU Honors College?», «Какова моя индивидуальная траектория на карте Honors College?».

— И какие же ответы на поставленные вопросы давали студенты?

— Студенты проявили высокие образовательные запросы, желание взять мир в свои руки, стремление к саморазвитию, к полноценной реализации своего потенциала, установки на креативность, новаторство и лидерство в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Группа ведущих (преподавателей) представила движение в Honors College в качестве пути большого корабля в океане возможностей. Каждый образовательный запрос студентов встречался с конкретными образовательными предложениями колледжа.

Ответы строились с применением методик игровой визуализации и образовательной картографии. Так, например, в первый день игроки проходили процедуру «Образы», в которой за индивидуальным тактом следовал такт объединения и создания общей визуальной метафоры. Участники находили «единомышленников» и самостоятельно объединялись в группы, где посредством переговоров и дискуссий вырабатывали общее решение.

— Как вы оцениваете результаты игры?

— Игра внесла существенный вклад в формирование коллектива Honors College — сообщества единомышленников. Вечером первого дня было открыто клубное пространство: действовал киноклуб (ведущая — Александра Ситникова), проводился мастер-класс «Познай самого себя» (ведущая — Татьяна Седых). Ведущий образовательного направления «Основы управления проектами» Михаил Рыбков провёл установочное мероприятие — запуск проектной работы студентов. В результате сформировались команды, которые в дальнейшем будут претворять в жизнь различные идеи и инициативы, озвученные на игре.

Кроме того, в игре поиск ответов потребовал от участников качественно нового самоопределения и целеполагания. Раскрытие новых качеств в самом себе — это также важный результат.

— Каковы дальнейшие планы SibFU Honors College?

— Сейчас студенты посещают мастер-классы по всем пятнадцати направлениям Honors College. Знакомство с ведущими и
изучение образовательных предложений позволит студентам сделать выбор двух направлений для более углублённого изучения в следующем семестре. Также идёт начатая на игре проектная работа. Объединившись в междисциплинарные коллективы, студенты работают над воплощением идей своих проектов с условным названием «Город будущего».

Соб. инф.

Похожие материалы