Обучение forever!


Научные сотрудники и преподаватели кафедры экологии и природопользования Института экологии и географии СФУ в настоящее время задействованы в трёх международных проектах, объединённых идеей устойчивого развития. У проектов разные названия: SMART, SUSDEV и SUNRAISE, но смысл один: обучение в течение всей жизни.

— Аббревиатура SMART в данном случае означает не «толковый» или «умный» в переводе с английского, а буквально: «Система мониторинга и ответов на ранние предупреждения». Проще говоря, исследуем различные экосистемы, — поясняет куратор указанного проекта в СФУ кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и природопользования Нина Викторовна ПАХАРЬКОВА. — С этой целью третий год подряд проводим международные летние школы. Нынешним летом состоится уже заключительная школа с привлечением экспертов из стран Евросоюза, с участием студентов СФУ, других российских и зарубежных университетов. Основное внимание в этом году уделим системам мониторинга, и в частности, разработке индикаторов нарушения экосистем на ранних стадиях. Две предыдущие школы были посвящены изучению биоразнообразия наземных и водных экосистем. Но именно горные экосистемы наиболее уязвимы, потому что на высоте сложнее адаптироваться и растениям, и животным. Отдельный вопрос — изменение климата, таяние ледников. Так что исследовательской группе из 25 человек будет чем заняться. В составе группы не только студенты, но и аспиранты, и молодые учёные.

Фото М. Субботина

Фото М. Субботина

— Как обычно проходят занятия школы?

— Вначале для участников читают лекции, проводят семинары, а потом они, разбившись по группам по два-три человека, под руководством преподавателей выбирают темы и реализуют свои исследовательские проекты. Этим летом школа будет проходить в СФУ и заповеднике «Столбы» в Красноярске, а также в Горно-Алтайском государственном университете и Катунском заповеднике на Алтае.

Название второго проекта — SUSDEV — переводится как «устойчивое развитие на протяжении всей жизни». Мы в шутку называем его самым «зелёным». Ведь для того чтобы успешно развиваться, надо максимально «озеленить» экономику,
использовать возобновляемые биологические ресурсы, различные энергосберегающие, экологически дружественные технологии в производстве продуктов, землепользовании и т.д. Перед вузами стоит задача — разработать учебные курсы, которые помогут привить студентам и будущим выпускникам «зелёные» навыки, чтобы на будущем месте работы они могли эти компетенции реализовывать. В указанном проекте помимо СФУ задействованы университеты из России и Казахстана, а также европейские университеты. Мы поддерживаем тесную связь с работодателями, помогающими нам определить, какие качества выпускника для них важны, чтобы потом, на рабочем месте, не приходилось доучивать молодых специалистов.

Третий международный проект с названием SUNRAISE — самый новый, стартовал осенью 2017 года. Он тоже предполагает модернизацию учебных планов, введение новых курсов и дисциплин. Особый упор делается на электронное образование. Мы сейчас разрабатываем новые курсы не только для наших студентов, но и для зарубежных вузов. В связке с СФУ работают и коллеги из других университетов России, Индии, Бутана и стран Европы (Австрия, Германия, Эстония). В этом проекте предполагается также академическая мобильность как для преподавателей, так и для студентов. Будут организованы как минимум две летних международных школы.

— Нина Викторовна, смогут ли воспользоваться обучающими курсами все желающие или доступ к ним ограничен?

— На сайте СФУ сейчас создан sunriser — это место, куда по мере готовности будут выкладываться все электронные курсы, разработанные преподавателями СФУ и нашими коллегами из университетов-партнёров. Доступ к ним в рамках гранта получат пока только студенты университетов — участников проекта, но по завершении работы над грантом мы планируем сделать их общедоступными.

Соб. инф.

Похожие материалы