Накрыло волной. Знаний!

«Все наши идеи — от тех проблем, которые мы сами когда-то испытывали», — рассказывает Мария КУГУШЕВА, студентка ИМиФИ, автор проекта «Волна знаний». Маша заканчивала сельскую школу и о том, как нелегко бывает там учиться и как тяжело поверить в свои силы, знает не понаслышке. Именно на это — помощь школьникам из сельских школ в подготовке к олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ — и направлен её проект. Стоит отметить, что проект «Волна знаний» стал финалистом Всероссийского конкурса инноваций в образовании (КИвО-2017), попав в число лучших среди более чем 700 поданных заявок со всей страны.

А началось всё с того, что Маша собралась поехать на каникулы к родителям в родное село Кордово Курагинского района Красноярского края. Но зачем ехать просто так? Можно ведь сделать это с пользой! Например, сходить в родную школу и позаниматься с местными школьниками любимой математикой. Эта идея понравилась и Машиным одногруппникам. Ребята пообсуждали, придумали формат интенсивной школы, собрались и поехали. Но получившегося эффекта никто не ожидал — настолько тепло их встретили школьники и такими нужными оказались занятия.

«В сельских школах бывает трудно: нет дополнительных занятий, нет возможности репетиторства. В то же время мои одногруппники — победители всероссийских олимпиад, ребята с результатами ЕГЭ 90-100 баллов. Я знаю, насколько это талантливые люди, и они действительно могут помочь школьникам своими знаниями», — говорит Мария.

В кордовской школе студентов-математиков приняли дружелюбно: специально для проведения интенсива учащихся 9-11 классов освободили от занятий на два дня, а сами студенты на это время поселились в школе.

«Мы разделили школьников на профиль и базу — тех, кто посильнее, и тех, кому достаточно базового уровня. Когда сильный ребёнок учится вместе с такими же, его никто не тянет назад. Но и учащийся с базовыми знаниями становится активнее. В обычном классе он будет тихо сидеть и ничего не понимать, но списывать с доски, а здесь — он начнёт задавать вопросы, пытаясь разобраться. С ребятами мы прорабатывали сложные задания ЕГЭ по математике из части С, которые в школе, тем более сельской, не затрагиваются. Они думают, это вообще не возможно — решать часть С. Наша задача — показать, что они это могут. Студент ведь объясняет тем языком, на котором когда-то понял сам. Это не формальные школьные определения, мы объясняем рисунками, своими словами. При решении некоторых заданий используем нестандартные методы: мы знаем, что можно решать по-другому, не так, как объясняют в школе, и обязательно рассказываем ребятам про это», — делится Мария.

А после напряжённой учёбы студенты-математики устраивали школьникам разрядку: проводили квесты, квизы, деловые игры, концерты, уроки Универсиады.

В следующий раз команда основателей проекта (не меньше сил, чем Мария, в него вложили также Антон РЯБУШЕВ, Юлия ЖИВАН, Владимир ОДЕГОВ) решила не ограничиваться только математикой и пригласила ребят из других институтов на добровольных началах принять участие в интенсивной школе. Так набралась команда, и состоялась вторая поездка. Незадолго до неё студенты устроили опрос школьников через соцсети, чтобы выяснить, какие именно задания тем хочется с ними разобрать. И ехали уже во всеоружии.

Но возможно ли за 2-3 дня подготовить школьника к ЕГЭ? Не слишком ли амбициозная задача? «Мы берём одно-два задания, которые для ребят являются сложными, где всегда есть проблемы, и объясняем только их. Риск нашего проекта: что произойдёт, когда учитель вернётся в класс? После интенсивной школы каждый студент обсуждает с педагогами результаты проведённых занятий, уровень знаний школьников и методы, которые он применял, чтобы объяснить задания. Поэтому учитель уже готов к новым предложениям по подготовке к экзаменам со стороны учеников и с радостью поддерживает их. Если говорить о результатах, то после интенсива одна девочка из той школы сдала ЕГЭ по математике на 92 балла, ребята стали победителями и призёрами олимпиад. В итоге ребята очень хорошо сдали ЕГЭ: 92 балла, 80, 75 — для сельской школы это просто невероятно! Мы нисколько не преуменьшаем труды учителя, но за эти 2-3 дня мы просто хотим доказать школьнику, что он может решать сложные задания», — отвечает Маша.

Кстати, не всегда прогресс у школьников заметен только в учёбе. Кому-то интенсивная школа помогла раскрепоститься, поверить в свои силы. Мария вспоминает: «Встречаемся мы с одной из одногруппниц после урока в коридоре. Она говорит: «Маша, у меня там в 9 классе два мальчика сидят, оба в чёрных костюмах, они вообще со мной не разговаривают, я их боюсь». На следующий день эти два мальчика уже свободно поднимали руки и сами вызывались к доске. А потом мы готовили совместный концерт, и эти учащиеся, которые первый день на нас не реагировали, пели вместе со всеми, танцевали. Учителя просто не верили своим глазам: «Мы не видели их такими». Для нас это тоже важный результат».

Со своей командой девушка выезжает на интенсивную школу два раза в год: в начале и конце учебного года. Последняя интенсивная «Волна знаний» прошла в марте. «Тут важно видеть запрос от школы, от самих школьников, — говорит девушка. — Работа с детьми сильно вдохновляет. Когда я возвращаюсь в институт, начинаю смотреть по-другому на свою учёбу, на свои знания: где нужно подучиться, каких знаний мне не хватает. И, конечно, хочется проводить интенсивы и для школьников из других районов. Было бы здорово, если бы у нас сложилось несколько команд, которые выезжали бы в разные сельские школы. И мы всеми усилиями стремимся к достижению этой мечты».

После признания на «КИвО-2017» и летней школы для финалистов конкурса в Москве ребят из команды Марии Кугушевой охватила ещё одна идея: создать Всероссийскую дистанционную систему «Волна знаний», где помогать в подготовке к экзаменам школьникам будут лучшие студенты со всей России.
Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы