На Грибовских чтениях

Технологии информационно-психологической войны, семантика слова «учитель», диcкредитация христианских ценностей и другие темы

В этом году научно-практическая конференция филологов в Лесосибирском педагогическом институте «Человек и язык в коммуникативном пространстве» сохранила международный статус и привлекла внимание большого количества студентов. На пленарном заседании просторный актовый зал института был заполнен до отказа, не менее массовыми получились панельные дискуссии.

Чтения уже в двадцать третий раз собрали вместе единомышленников и оппонентов для обсуждения лингвистических, литературоведческих, культурологических, методических вопросов и проблем, отражающих взаимодействие человека и языка в коммуникативном пространстве. Девятый раз география конференции вышла за границы Российской Федерации: её участниками стали доктора и кандидаты филологических наук Беларуси, Польши, Финляндии, Кыргызстана, Казахстана, Китая. Непосредственно в Лесосибирск для участия в пленарном заседании прибыла большая группа учёных-филологов Института филологии и языковой коммуникации СФУ.

Участников конференции приветствовали директор ЛПИ — филиала СФУ Л.Н. ХРАМОВА и писатель, член Союза писателей России А.М. БОНДАРЕНКО. Был отмечен особый вклад в организацию, становление и развитие Чтений недавно ушедшего из жизни профессора Бориса Яхиевича ШАРИФУЛЛИНА: благодаря его таланту и научной деятельности о Лесосибирске и Грибовских чтениях стало известно далеко за пределами Красноярского края.

Поистине интересной, содержательной, вызвавшей бурное обсуждение была первая часть пленарного заседания. Выступление доктора филол. наук, профессора ИФиЯК СФУ А.П. СКОВОРОДНИКОВА содержало презентацию проекта «Лингвистика информационно-психологической войны», в ходе реализации которого опубликована первая книга монографии. В ней обосновано выделение научного направления в рамках политической лингвистики, связанного с изучением языка и речевых технологий информационно-психологического противоборства в современном коммуникативном пространстве. Доклад доктора филол. наук, профессора ИФиЯК СФУ Г.А. КОПНИНОЙ был рассчитан на широкую аудиторию и никого не оставил равнодушным. В нём были раскрыты речевые приёмы искажения понятий, обозначающих христианские добродетели, в средствах массовой коммуникации; по мнению учёного, это особый способ мифологизации сознания. О.В. ФЕЛЬДЕ, доктор филол, наук, профессор ИФиЯК СФУ, своим докладом на тему «Речевая стратегия дискредитации духовных ценностей русского народа» взволновала участников Чтений. Думается, примеры из её доклада мотивировали молодёжь весьма критично относиться к информации и оценкам в СМИ, нивелирующим духовные аксиомы. По итогам первой части пленарного заседания в аудитории были высказаны интересные суждения, докладчикам были заданы вопросы, которые, без сомнения, говорят об актуальности представленных тем и активной гражданской позиции молодёжи.

Пленарная часть была продолжена доктором филол. наук, доцентом, зав. кафедрой русского языка, литературы и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ И.В. ЕВСЕЕВОЙ. Она представила результаты грантового проекта: электронную базу данных, включающую соматическую лексику русского языка и его диалектов. Слушателей впечатлила глубина исследования и его важность для изучения «живых» словообразовательных процессов современного русского языка.

Научная работа Н.В. МЕЛЬНИК, доктора филол. наук, профессора Кемеровского госуниверситета, на тему «Лингвоперсонология политического интернет-комментария» была представлена в онлайн-режиме. Важно, что после её доклада лингвисты СФУ пригласили кемеровского учёного к сотрудничеству в контексте проблем, связанных с лингвистикой информационно-психологической войны.

Завершил пленарную часть доклад кандидата филол. наук, доцента ИФиЯК СФУ И.В. БАШКОВОЙ. Он был посвящён семантике слова «учитель» в художественном дискурсе Виктора АСТАФЬЕВА, Василия ШУКШИНА и Валентина РАСПУТИНА.

Не менее познавательной и продуктивной была работа двух площадок панельных дискуссий «Формирование навыков коммуникации на уроках иностранного языка» (ведущая — канд. пед. наук, доцент, и.о. завкафедрой иностранных языков ЛПИ — филиала СФУ Е.В. СЕМЁНОВА) и «Формирование навыка смыслового чтения» (ведущая — канд. пед. наук, доцент Красноярского педуниверситета им. В.П. Аста-фьева Н.В. КУЛАКОВА). Участие учителей и сотрудников образовательных организаций города и районов оживило дискуссии «прикладным» взглядом: в формате конструктивного диалога обсуждались теоретические проблемы современной методики, которые находят своё практическое применение.

Работа круглого стола «Диалог культур» (ведущая — канд. философских наук, доцент ЛПИ — филиала СФУ Н.Д. ФИРЕР) заставила по-новому взглянуть на проблемы межкультурного взаимодействия в современном мире.

К началу конференции вышел сборник научных трудов, включающий материалы Чтений. Очередной выпуск посвящается светлой памяти профессора Б.Я. Шарифуллина. В сборнике 60 статей, авторами которых являются аспиранты, магистранты, учителя, кандидаты и доктора наук.

Все участники Чтений высоко оценили уровень конференции, отметив глубокое научное содержание и замечательную организацию.

По мнению коллег, это научное мероприятие отличается весьма актуальными темами за счёт современного политического контекста, учёные продемонстрировали готовность к дискуссии в любом предлагаемом аудиторией формате.

Отрадно, что интересы лингвистов совпали с ожиданиями слушателей, обусловленными вызовами современности. Неподдельный интерес, интеллектуальный и эмоциональный отклики на доклады обусловлены и тем, что объектом изучения являются живой современный литературный процесс и современная коммуникация. Для специалистов это мероприятие стало генератором новых идей, импульсом для новых исследований и научного сотрудничества.

Мария ВЕККЕССЕР, и.о. завкафедрой русского языка, литературы и истории ЛПИ — филиала СФУ

Похожие материалы