Красноярский подарок фронту

Осенью 1942 года саратовский пасечник Ферапонт Петрович Головатый внёс в Фонд обороны 100 000 рублей личных сбережений — попросил на эти деньги построить боевой самолёт и вручить его лётчику-земляку Борису Ерёмину. Просьба была выполнена, и в газетах широко освещался патриотический поступок, который вызвал многочисленные отклики у трудящихся тыла. На личные сбережения граждан многонациональной страны были построены сотни боевых самолётов, танков, корабли и другое вооружение для Красной Армии. Стало хорошей традицией присваивать подаренной боевой технике собственные наименования или писать на бортах — от кого подарок.

Не остались в стороне и труженики тыла в Красноярском крае. К маю 1943 года комсомольцы и молодёжь Красноярья собрали более 2 миллионов рублей на эскадрилью самолётов «Красноярский комсомолец». Вносили кто сколько мог — 10, 100 или 1000 рублей. Самолёт — вещь дорогая: цена истребителя в то время — от 120 тыс. до 200 тыс. рублей (в зависимости от типа). И один из самолётов, так получилось, был полностью оплачен одним человеком — нашей землячкой Кристиной Шумковой.

Из воспоминаний К.С. Чанчиковой (Шумковой). «Я работала в это время в Советском РК ВЛКСМ (ныне Берёзовский район). Секретарь райкома комсомола Ксения Ивановна Кузнецова спросила меня: «Газеты читаешь?». — «Читаю». — «Что вычитала?». — «Пишут, что многие оказывают помощь фронту. Вот Головатый внёс большую сумму на самолёт.» — «А кто бы у нас мог?». — «Давайте я попробую. Зерно, картошка есть. Дайте мне лошадь съездить в свою деревню Лопатино».

Продали скотину, хлеб, картошку. Мешок денег. В банке подсчитали — 120 тысяч рублей. А надо 121 тысячу. Не хватает тысячи рублей, продала всё что можно и внесла дополнительно. Представитель из Москвы в Крайкоме партии спросил: «Что хотите приобрести?». Я говорю: «Самолёт!».— «Будет Вам самолёт».

Ответная телеграмма Сталина: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии товарищ Шумкова за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено».


Шумкова Крестинья Спиридоновна

Родилась в 1921 г. в д. Лопатино Советского (Берёзовского) района Красноярского края. Окончила 5 классов НСШ с. Берёзовка в 1936 г., годичные курсы счетоводов в Емельяново.

Работала: помощником счетовода колхоза «Гудок» д. Лопатино; заведующей столовой с. Берёзовка Берёзовское СПО; помощником начальника политотдела по комсомолу Берёзовской МТС; 2-м секретарём Советского РК ВЛКСМ Красноярского края.

В 1936 г. премирована отрезом на блузу за хорошую работу. В ВЛКСМ с 1939 по 1942 гг. Член ВКП(б) с 22.12.1943.

Так имя нашей землячки стало известно всей стране.

А в это время в Красноярске с конца марта 1943 года находился на переучивании 21-й гвардейский Краснознамённый истребительный авиаполк под командованием опытнейшего лётчика, участника войны в Испании, финской войны, кавалера пяти боевых орденов гвардии подполковника Николая Григорьевича Соболева.

Вот в эту овеянную славой воинскую часть и было принято решение передать «народные» самолёты. Десять новеньких истребителей Р-39 «Аэрокобра» прибыли в Красноярск из США.

В Актах передачи самолётов от 6 мая 1943 года было написано:

«…21 Краснознамённому гвардейскому авиаполку переданы самолёты «Аэрокобра», приобретённые на средства трудящихся Красноярского края:

— № 25023, 29263, 29286 с наименованием «Красноярский рабочий»,

— № 29268,29545,29302,29274 с наименованием «Красноярский колхозник»,

— № 29285,29300,29295 с наименованием «Красноярский комсомолец».

На самолёте, переданном командиру полка, кроме надписи «Красноярский комсомолец» была надпись «Приобретён на средства колхозницы Шумковой К.С. для гвардии подполковника Соболева Н.Г.»

К сожалению, два самолёта во время переучивания лётчиков были разбиты в авиакатастрофах из-за отказов техники — 10 июня 1943 года на самолёте Р-39 «Аэрокобра» № 29302 «Красноярский колхозник» погиб гвардии лейтенант Леонид Ефимович Иванов, а 12 июня на самолёте Р-39 «Аэрокобра» № 25023 «Красноярский рабочий» погиб гвардии сержант Николай Александрович Костин.

В конце июня 1943 г. восемь именных самолётов — авиаэскадрилья «Красноярский комсомолец» в составе полка убыла из Красноярска на фронт, и началась боевая работа: освобождение Украины, Молдавии, Польши. 21-й гвардейский Черкасский Краснознамённый ордена Кутузова 3-й степени авиационный полк закончил войну на территории Германии. После переучивания и получения новых самолётов в Красноярске лётчики полка сбили 208 вражеских самолётов, потеряв при этом 19 своих пилотов. Более чем 10-кратное превосходство в воздухе! «Аэрокобры» попали в руки настоящих героев!

По архивным документам удалось установить судьбу самолётов красноярской эскадрильи. Два, как уже было сказано выше, были разбиты в катастрофе при переучивании лётчиков; один самолёт сбит в воздушном бою; один разбит в аварии; три не вернулись с боевого задания; два отправлены в ремонт; один долетал до конца войны.

В конце войны гвардии полковник Соболев уже был заместителем командира 23-й гвардейской истребительной авиадивизии, а на его личном счету было 27 сбитых самолётов врага (причём сам он не был сбит ни разу).

После увольнения в запас кавалер девяти боевых орденов Николай Григорьевич Соболев жил в Воронеже.

Кристина Спиридоновна Шумкова (в замужестве Чанчикова) работала вторым секретарём Советского райкома ВЛКСМ, с 1952 г. жила в Железногорске, работала заведующей столовой, затем в объединении общественного питания, после смерти мужа вернулась в родную деревню.

И мало кто из её окружения знал о том, что в годы Великой Отечественной войны на боевом самолёте с именем Кристины на борту лётчики-гвардейцы били асов люфтваффе так, что только клочья летели.

Вячеслав ФИЛИППОВ

Похожие материалы