Блокчейн: среда доверия

В октябре прошлого года СФУ выиграл тендер Министерства образования и науки РФ на создание и запуск цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами. Этот инициативный проект напрямую связан с трендами на цифровизацию экономики и упрощение процедур в сфере управления интеллектуальной собственностью. Руководитель проекта, директор Библиотечно-издательского комплекса СФУ Руслан БАРЫШЕВ рассказал о разработке уникальной в своём роде информационной системы.

— Руслан Александрович, в чём особенность проекта?

— Проект по созданию цифровой платформы появился не внезапно. Действующая в нашей стране программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предполагает формирование особых платформ и технологий, где формируются компетенции для развития различных рынков и отраслей. В условиях глобальной трансформации экономики и общества вопросы формирования и управления интеллектуальной собственностью приобретают ключевое значение.

Цель проекта в создании специализированной платформы для размещения объектов интеллектуальной собственности (ОИС), работающей на основе технологий распределённого реестра (блокчейн), что позволит надёжно, достоверно и официально регистрировать как содержание ОИС, так и право авторов на владение им. Платформа включает систему поиска и обмена объектами между учёными-исследователями, преподавателями, обеспечивает поддержку передачи прав на ОИС на основе смарт-контрактов. На текущем этапе проект рассчитан прежде всего на вузовское сообщество, поскольку именно в стенах университетов рождается значительная часть первичных результатов интеллектуальной деятельности.

Количество анкет соискателей, в названии которых содержится слово «блокчейн», выросло в шесть раз с 2015 года, а количество вакансий — в десять раз (по данным сервиса по поиску вакансий Indeed). На рекрутинговом портале HeadHunter по состоянию на начало 2018 года найдено около 190 вакансий в сфере блокчейн: требуются не только разработчики таких систем, но и юристы, журналисты, менеджеры проектов, финансовые аналитики по криптовалютам.

Важно отметить, что на сегодняшний день в Гражданском кодексе РФ зафиксировано 16 типов объектов интеллектуальной собственности, которые можно официально оформить и, соответственно, защитить. Между тем, сегодня возникает множество нетипичных результатов интеллектуальной деятельности, которые существуют исключительно в цифровой форме. Такие объекты либо не могут быть в принципе зафиксированы в рамках существующих 16 типов, либо их требуется формализовать в соответствии с имеющейся практикой институтов авторского и патентного права. Как правило, это требует значительного количества времени, но зачастую просто нецелесообразно. Современные реалии диктуют такие скорости оборота интеллектуальной собственности, за которыми традиционные технологии фиксации авторского права попросту не успевают.

Эти вопросы в последнее время включены в повестку всех крупных мероприятий в области управления интеллектуальной собственностью. Участниками дискуссии выступают общественные (РАО, ВОИС и др.) и государственные организации (ФИПС, Роспатент и др.): они накопили колоссальный опыт, который, безусловно, будет востребован в модернизации правового поля интеллектуальной собственности.

— То есть процедуры обмена ОИС будут налажены с помощью смарт-контрактов, а не бумажных документов? Можно ли назвать проект экспериментальным?

— Да, это эксперимент, в котором нам действительно интересно участвовать. Мы верим, что с помощью цифровой платформы можно изменить жизнь вузов. Конечно, сегодня для такой системы ещё нет отраслевой юридической базы, но появление такой практики станет важным прецедентом для анализа и выработки соответствующих инициатив на законодательном уровне. В процессе обсуждения цифровой платформы с вузами-партнёрами почти сразу стало очевидно, что для достижения успеха необходимо опираться на реальные проблемы и потребности производителей уникальных объектов авторского права, не ограничивать себя рамками традиционной юридической практики.

Как обеспечить исключительный доступ к цифровой копии объекта фактически к файлу? Как избежать проблемы «двойных расходов» или как гарантировать, что исключительные права на цифровой объект предоставлены на оговоренных условиях? Обмен объектами интеллектуальной собственности в цифровой форме — область тонкая, совершенно специфическая. Поэтому важной стороной эксперимента является формирование сети доверия участников обмена интеллектуальной собственностью, если масштабнее — среды доверия. Именно для решения этих проблем в проекте мы используем технологии блокчейн. Это уникальный опыт — создание сети, где все будут друг другу доверять, а нарушать правила попросту будет невыгодно.

Сегодня в мире существует несколько примеров успешной работы блокчейн-систем, но действительно масштабно они работают пока только в области финансов — криптовалюты (наиболее известные: Bitcoin, Ethereum). В других областях — в сфере авторского права, госуправления, интернета вещей и др. — успехи гораздо скромнее.

— Что лежит в основе функционирования блокчейн-сети, что обеспечивает формирование доверия, о котором вы говорите?

— Известно, что в наиболее популярных криптовалютах для поддержки системы нужно постоянно производить вычисления, которые всегда занимают определённое время (то есть их нельзя выполнить заведомо быстро). За счёт формирования цепочки таких вычислений другими добросовестными участниками сети злоумышленник не может без значительных вычислительных ресурсов повлиять на работу сети и принять участие в недобросовестном распределении ресурсов (например, начислить себе криптовалюту). Такая система общественного консенсуса называется Proof of Work (доказательство работы). Для входа в сеть участник должен выполнить большой объём вычислений, и в дальнейшем ему уже становится невыгодно (часто — невозможно) действовать самостоятельно.

Однако механизм Proof of Work сегодня очень дорогостоящ, так как требует больших энергозатрат. Известно много альтернативных механизмов обеспечения доверия в сетях блокчейн. Например, Proof of Activity (доказательство деятельности), Proof of Weight (доказательство веса), Proof of Importance (доказательство важности). В нашей платформе используется алгоритм консенсуса, близкий к модели Proof of Stake (доказательство доли владения). Вузы-участники проекта формируют пул объектов ОИС, которыми владеют, затем в системе формируется и нарастает множество операций с этими объектами, накапливаются результаты работы с ними, что в совокупности определяет объём и структуру интеллектуального капитала каждого университета-участника. Всё это поддерживается автоматически, и никаких дополнительных служб для работы системы привлекать не нужно.

— Какие вузы на данный момент участвуют в проекте?

Из послания президента РФ Владимира ПУТИНА Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года: «… Нам надо формировать собственные цифровые платформы, естественно, совместимые с глобальным информационным пространством. Это позволит по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику, в том числе с использованием технологии «распределённого реестра», что очень важно для финансовых транзакций, для учёта прав собственности…»

— Вместе с СФУ участниками проекта стали восемь университетов с большими профессиональными навыками в вопросе создания сложных информационных систем. Все они в рамках проекта поделятся некоторыми специфическими объектами интеллектуальной собственности.

— Какими именно?

— СПбГУ, например, предлагает в качестве ОИС генетическую информацию: последовательности нуклеотидов, масс-спектрограммы, хроматограммы и др. Сегодня это крайне востребованные в профессиональной среде результаты генетических исследований.

СПбПУ, МГСУ в качестве объектов представляют различные объекты проектирования, 2D- и 3D-модели, чертежи, архитектурные образы. При этом трёхмерные модели в системе — не совсем те, которые вы можете найти на сайтах по продаже объектов, созданных, например, в 3ds MAX. Это специализированные инженерные объекты, представляющие определённый интерес для учёных и разработчиков.

Университет ИТМО работает в области описания алгоритмов и программного обеспечения.

Наш университет на первом этапе обеспечит наполнение платформы объектами культурного наследия — результатами оцифровки предметов, найденных в результате археологических раскопок (Лаборатория археологии, этнографии и истории Сибири Гуманитарного института).

— Чего уже удалось достичь? И расскажите об актуальных задачах, которые стоят перед СФУ как участником проекта.

— В качестве наиболее важных необходимо выделить несколько достижений. Во-первых, совместно с вузами проведена большая наукоёмкая работа по классификации и определению востребованности объектов интеллектуальной собственности не только со стороны разработчика, но и со стороны заказчика. Этот перечень будет расширен.

Вузы-участники

1. Сибирский федеральный университет.

2. Санкт-Петербургский государственный университет, СПбГУ.

3. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, СПбПУ.

4. Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

5. Пермский государственный национальный исследовательский университет.

6. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва.

7. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, НИУ ИТМО.

8. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, НИУ МГСУ.

Во-вторых, как следствие, мы разработали стандарты для размещения новых форм описания, пригодных для производства различных объектов (в том числе фрагментарных) интеллектуальной деятельности, создаваемых в университетах. С этой целью нами был математически рассчитан специальный уникальный идентификатор объекта с учётом его возможного дробления и спецификой распределённого реестра. Кроме того, попутно мы решаем давно назревшую задачу — создаём платформу, которая обеспечит единую точку доступа и обмена результатами интеллектуальной собственности от препринтов до сложных трёхмерных объектов для научно-образовательных организаций России.

Нетривиальной задачей также следует считать развёртывание децентрализованного хранения ОИС, которое обладает большим количеством «подводных камней». Однако нам это необходимо, поскольку децентрализация даёт другие преимущества, например, повышает стабильность, надёжность, делает систему более удобной при дальнейшем масштабировании и др.

Несмотря на то что сейчас тема блокчейн-технологий несколько «перегрета», по ряду направлений у распределённых реестров хорошее будущее. Цифровая платформа обмена знаниями и управления авторскими правами для нас — это уникальный опыт создания разработок, находящихся на переднем крае не только российских, но и мировых научно-практических изысканий.

Работа по созданию цифровой платформы рассчитана до конца 2019 года, но уже сегодня у наших разработчиков появился колоссальный опыт по децентрализованным системам хранения, распределённым реестрам, описанию нетипичных объектов интеллектуальной собственности.

В марте 2018 года Сибирский федеральный университет, используя опыт, полученный в данном проекте, предложил Санкт-Петербургскому государственному университету объединить усилия в рамках консорциума с подачей заявки на создание центра национальной технологической инициативы по технологиям распределенного реестра. В апреле 2018 года были подведены итоги, и СПбГУ вошёл в число победителей по направлению «Технологии распределённых реестров». Таким образом, команда разработчиков СФУ расширяет своё участие в федеральной повестке, связанной с Национально-техническим прорывом.

Мария РОМАНЮК

Похожие материалы