Понять про себя

В сентябре в Институте педагогики, психологии и социологии СФУ прошла организационно-деятельностная игра (ОДИ) на тему «Проблемы человека в современном мире». Провели её преподаватели кафедры общей и социальной педагогики во главе с Антонидой Константиновной ЛУКИНОЙ.

Ответы на глобальные вопросы о самоопределении и самоутверждении искали магистранты первого курса по направлениям «Социально-педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов» и «Развитие личности».

— Это была игра на выстраивание собственного понимания себя, своего места в мире, куда ты пришёл, зачем и т.д., — рассказывает А.К. Лукина. — Развернулась достаточно интересная работа в группах. Например, участники игры должны были подобрать ассоциации к слову «человек». И получилось, что человек — это время, это выбор, это ответственность. Не обошлось без такого простого понятия, как «еда». Встречались интересные ассоциации, связанные с неопределённостью, — «если», «карусели и качели». Это лишний раз подтверждает, что человек часто является игрушкой судьбы. Очень интересный вышел разговор о роли семьи. Бурная дискуссия шла на тему «семья и карьера» — помогают они друг другу или мешают.

— И к чему пришли?

— Трезвые были рассуждения. Говорили, что семья отнимает много сил и ресурсов, особенно у женщин, что человеку приходится много противоречий в этой связи разрешать, чтобы определять линию своего развития. Обсуждали, что ещё мешает человеку, какие есть угрозы и что способствует личностному росту.

— Какие угрозы называли?

— Начиная от внутренних — лень, неуверенность в себе — и заканчивая внешними — стихийные бедствия, катастрофы, терроризм и т.д. О социальных угрозах речи не было. И ещё одна интересная вещь: пока мы обсуждали барьеры и ресурсы развития, магистранты обнаружили, что вообще всё может иметь другую, прямо противоположную сторону. Допустим, если мы говорим про лень — с одной стороны, она может тормозить развитие человека, а с другой — она же и некий двигатель, потому что многие изобретения появились как продукт креативной лени. Что ещё меня очень зацепило и поразило (раньше такого не встречала, хотя уже много лет провожу подобные игры) — это необходимость учёта жизни во времени и ориентации в нём. Другая ассоциация со словом «человек» — весы.

— Состояние неравновесия?..

— Видите ли, у нас магистранты были двух типов — одни недавно окончили бакалавриат, хорошо учились, прилежно, но многие просто не смогли найти себя. Всё очень просто: амбиции высокие, а зарплаты низкие. Отсюда и неустойчивость и неуверенность. А другие магистранты — люди уже зрелые, с большим жизненным опытом. У нас учится даже женщина, которой за 50, она очень успешна в профессии и пришла к нам учиться вполне осознанно и осмысленно. Тем не менее и перед такими взрослыми людьми тоже стоит проблема выбора и дальнейшего самоопределения. А всё почему? Время меняется очень быстро, и человек не поспевает за этими изменениями.

Много спорили магистранты о традициях. Тормозят они или помогают? Я не удержалась и по традиции использовала свою любимую фишку — прочла стихотворение М.Ю. Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье…» и спросила, когда это было написано. Большинство сказали что-то вроде «позавчера». Представляете, многие так и не прочитали до сих пор эти строки… О каком следовании традициям тут можно говорить? В процессе игры участники, я уверена, задумались о смысле своего существования и о своём образовании. Возможно, пришло осознание пробелов в каких-то областях знаний. Я им посоветовала несколько очень полезных книг — будут ли читать, не знаю, но многие записывали.

— ОДИ проводится уже много лет. Что изменилось в мировосприятии, каковы тенденции?

— Традиции молодёжь низвергает всегда, а напряжённое понимание чувства времени всплыло впервые. Совсем мало в этот раз говорили о материальном (раньше чаще) и почти ни слова о власти. Зато, как выяснилось, теперь больше ценят свободу и независимость. Что мне, как преподавателю, понравилось? Игра показала, что для многих важно быть нужным кому-то — не брать, а отдавать. Один парень, который занимается туризмом с детьми, так и сказал: «Я хочу понимать, что делаю, и научиться делать это лучше». На языке психологии — это направленность вовне, стремление быть полезным.

Соб. инф.

Отзывы магистрантов 1 курса

«Что это было? Ассоциативное погружение в понимание «человека», осмысление его многогранности; определение безграничных возможностей у него; и главное — определение области исследования своей будущей выпускной работы. Благодарю за момент...» (Надежда Игнатьева).

«Проведённая игра открыла для меня новые техники и методики работы в области педагогики и психологии. В частности, удивило, как гармонично можно применять методы ассоциативной техники именно в групповой работе. Хочется поблагодарить организаторов. Надеюсь, что у нас ещё не раз будут такие тёплые и вместе с тем полезные встречи!» (Надежда Кокшарова).

«Для меня игра стала неким указателем, который позволил убедиться в правильности выбранного пути. Теперь я точно для себя решила, что работа в офисе не моё. Хочется работать с людьми, помогать им. Неважно, что раньше училась совершенно на другой специальности, возможно, это даже лучше, и я смогу совместить предыдущий опыт с тем, который получу здесь» (Евгения Бородина).

Похожие материалы