Самолёт, пропавший без вести

О работе поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института СФУ наша газета пишет регулярно. В одном из очерков серии «Хроники пикирующих бомбардировщиков» рассказывалось о трагическом перелёте лётчиков-перегонщиков красноярского 9-го перегоночного авиаполка в июле 1943 года, закончившемся потерей трёх самолётов, и о находках поисковиков на местах катастроф бомбардировщиков А-20 «Бостон» в районе села Зеледеево и станции Крючково.

Напомним эту историю.

Конвейер перегонки американских самолётов из Красноярска на фронт не останавливался уже почти год…

27 июля 1943 года очередная группа из семи самолётов-бомбардировщиков А-20G «Бостон» и одного истребителя Р-39 «Аэрокобра» под командованием командира 9 перегоночного авиационного полка майора Табарчука произвела взлёт и пошла на перегон по маршруту Красноярск-Омск. При подходе к железнодорожной станции Кача (западнее Красноярска) лётчики встретили сплошную облачность до земли. Из семи самолётов, вошедших в облачность, четыре экипажа, в том числе сам командир полка майор Табарчук, пробили облачность, продолжили полёт поодиночке и благополучно совершили посадку в Омске. Два «Бостона» и «Аэрокобра» в пункт назначения не прибыли.

Позже выяснилось, что «Бостон» лейтенанта Михаила Ермолова, продолжая полёт при отсутствии видимости в густом тумане на низкой высоте (7-10 метров), зацепил деревья, из-за повреждений крыла и винтов пошёл на снижение с правым креном и в 4-х км северо-западнее станции Зеледеево упал и разрушился. Лётчик погиб, стрелок-радист сержант Иннокентий Юмашев при ударе был выброшен из кабины, но остался жив и вышел к железнодорожному разъезду.

«Бостон» младшего лейтенанта Михаила Порохина сумел в сплошной облачности развернуться назад, в сторону Красноярска, но, пролетев не больше 5 км, потерял ориентировку и свалился в штопор с небольшой высоты в районе Водораздельного хребта. При ударе о землю самолёт и экипаж сгорели. Самолёт был обнаружен только через полтора месяца — 14 сентября 1943 года.

Место гибели Михаила Ермолова было найдено поисковиками ещё в 2010 году. Учащимися школы с. Зеледеево (руководитель Людмила Алексеевна Еременко, учитель истории) в 2010 году был установлен памятный знак. В 2018 году знак отреставрирован поисковиками ДОО «Братство православных следопытов».

Останки младшего лейтенанта Михаила Порохина и его стрелка-радиста старшего сержанта Михаила Бруньковского были найдены на месте катастрофы поисковиками отряда «Трасса» ВИИ СФУ и отряда «Поиск» г. Зеленогорска в сентябре 2014 г. Тогда же на месте гибели экипажа был установлен памятный знак. 22 июня 2015 года останки лётчиков с воинскими почестями торжественно, в присутствии родственников Михаила Порохина, были захоронены на мемориале погибшим лётчикам-перегонщикам на Троицком кладбище г. Красноярска.

«Аэрокобра» лейтенанта Аркадия Кольцова во время войны так и не была найдена. Лётчик в документах полка стал числиться пропавшим без вести. Мало того, по документам Центрального архива Министерства обороны РФ пропавший без вести лейтенант Аркадий Кольцов, по данным учётной карточки воинского захоронения от 5.05.1992 г., ошибочно числится похороненным 14.02.1944 г. на Чепчуговском сельском кладбище Высокогорского района Татарской АССР вместе с лётчиками Ермаковым и Лобинцевым.

На самом деле 11 февраля 1944 года в катастрофе под Казанью погиб родной брат Аркадия Кольцова — Владимир, тоже лётчик-перегонщик 9-го перегоночного авиаполка. Именно лейтенант Владимир Кольцов похоронен в указанной могиле. Ошибка до сих пор не устранена.

Фрагменты «Аэрокобры»

Фрагменты «Аэрокобры»

«Аэрокобра» Аркадия Кольцова не давала покоя поисковикам всё это время. Рассматривали различные версии, искали хоть какие-то зацепки. Район чересчур велик — от Зеледеево до Омска. Самолёт мог пропасть на любом участке маршрута, хотя поисковики были практически уверены в том, что лётчик погиб где-то рядом с двумя «Бостонами».

Первая зацепочка появилась в 2017 году после успешного завершения экспедиции по поиску места катастрофы «Бостона» сержанта Сметухина в районе станции Снежница. Старожилы Снежницы и Арейского вспомнили, что слышали о небольшом военном самолёте, который упал в болоте в районе посёлка Известковый. Но конкретных сведений не было, только неподтверждённые слухи многолетней давности. Давало надежду то, что район предполагаемого падения самолёта совпадал с маршрутом полёта группы.

Параллельно поиском самолёта занимался член Русского географического общества красноярец Дмитрий Семёнов. Год назад он нашёл различные фрагменты обшивки самолёта в огородах бывшей деревни Близневка Емельяновского района и опознал их как принадлежавшие «Аэрокобре». Эта информация стала известна поисковикам. Ну а дальше, как говорят, дело техники.

Более тщательный поиск принёс новые находки. Характерно, что все они были со следами обработки — ножовкой по металлу, напильником и т.д. Жители деревни приспособили обломки военного самолёта к своему хозяйству.

Сенсационной находкой стала ничем не примечательная погнутая дюралевая пластинка. Очистив её, обнаружили самодельную пришивную бирку (возможно, от парашютной сумки) с чётко выбитой фамилией «КОЛЬЦОВ». Это была «Аэрокобра» пропавшего без вести лейтенанта Аркадия Кольцова!

Кольцовы Владимир и Аркадий

Кольцовы Владимир и Аркадий

Не у кого теперь спросить, когда был найден самолёт и почему жители деревни не сообщили в своё время о нём в компетентные органы. Были ли обнаружены останки пилота — тоже неясно. И если обнаружили, то где похоронили? И почему по-тихому? Много вопросов, на которые пока нет ответа.

Между тем погибший лётчик так и продолжал оставаться пропавшим без вести.

30 октября 2018 года в музее Военно-инженерного института состоялась пресс-конференция для представителей СМИ по результатам поисковых работ сезона 2018 года, где было рассказано о находках в Близневке.

Вывод бесспорный: найденные фрагменты обшивки и деталей оборудования самолёта, шильды с агрегатов принадлежали самолёту-истребителю Р-39 «Аэрокобра» (заводской № 219729, двигатель № 42-97728) производства США, поступившему в СССР по программе ленд-лиз и пропавшему без вести при перегоне из Красноярска на фронт 27 июля 1943 года.

Пресс-конференция в Военно-инженерном институте СФУ

Пресс-конференция в Военно-инженерном институте СФУ

Установлено, что «Аэрокобра» лейтенанта Кольцова разбилась в 19 км на северо-запад от места гибели «Бостона» лейтенанта Ермолова. Теперь мы можем с уверенностью утверждать, что факт гибели лейтенанта Аркадия Дмитриевича Кольцова 27 июля 1943 года в окрестностях Красноярска подтверждён найденными фрагментами самолёта.

Лейтенант Аркадий Дмитриевич Кольцов родился в 1922 году в с. Тыпково Борисоглебского района Воронежской области. Его брат лейтенант Владимир Дмитриевич Кольцов, 1920 года рождения, погиб при перегоне самолёта Р-39 «Аэрокобра» на участке Свердловск-Казань. Оба брата окончили Балашовскую военную авиашколу пилотов, работали в ней лётчиками–инструкторами, а с 1943 года служили в одной воинской части — красноярском 9-го перегоночном авиаполку.

Красноярскими поисковиками и их многочисленными помощниками установлена судьба ещё одного защитника Родины.

Погода уже не позволила провести нынешней осенью экспедицию по поиску места катастрофы. В следующем году поисковики это сделают обязательно.

На месте гибели Аркадия Кольцова будет установлен памятный знак, информация будет направлена в ЦАМО РФ для исправления ошибок в учётных документах.

Никто не забыт. Ничто не забыто.

Вячеслав ФИЛИППОВ

Похожие материалы