Наши в Кремниевой долине

Первый опыт стартапа и продвижения бизнеса в области высоких технологий выпускник гуманитарного факультета Политехнического института СФУ Иван КРЮКОВ получил, будучи ещё студентом. Менеджер культурно-выставочных проектов, специалист по брендингу и маркетингу в настоящее время сооснователь компании «MyBuddy.ai» («Говоринглиш с Бадди»), зарегистрированной в США. Обладатель визы О-1 (выдаётся людям с «экстраординарными способностями») с 2014 года живёт и работает в Штатах, в настоящее время — в городе Маунтин-Вью, Калифорния.

Выбор пути

В школе у Ивана были три любимых предмета — физика, история, информатика. Он побеждал на олимпиадах по физике, а вот по математике выходила четвёрка; по русскому языку и химии вообще проскальзывали тройки.

— С одиннадцатого класса учёбу в школе я совмещал с обучением на гуманитарном факультете Политехнического института СФУ. Действовала в те годы экспериментальная образовательная программа параллельного обучения, — поясняет Иван.— После уроков бежал в университет, занимался там до позднего вечера, а потом возвращался домой и до ночи делал домашнее задание. Помню, как после экзамена в университете (кажется, по высшей математике) мчался в школу на ЕГЭ... Чтобы снова не сдавать вступительные экзамены в вуз, нужно было две первых сессии сдать на пятёрки. Мотивация железная! Пришлось поднажать и стать отличником. Занимался усердно, к тому же мои друзья были постарше и учились на физфаке. Они-то и помогли подтянуть математику. На первом курсе была практика в Культурно-историческом центре на Стрелке, где базировалась наша кафедра. И я попал в очень деятельную, творческую среду. Наша организация под названием «ЛСД» — лаборатория синтетических художественных действий — фонтанировала идеями и новыми проектами. Например, первые музейные ночи в Красноярске — наших умов и рук дело.

Моей задачей было привлекать финансирование. Однажды мой научный руководитель в университете Глеб ГРОМКОВ сказал, что если до третьего курса я не определюсь с выбором специальности и не начну в этом направлении активно действовать — удачи не видать… С третьего курса я стал специализироваться в сфере маркетинга.

Первая история

В университете преподавали только небольшой курс по маркетингу, поэтому Ивану пришлось заняться самообразованием. Эта сфера как раз переживала серьёзные трансформации: начинали появляться социальные сети, web-студии; первые шаги делал цифровой маркетинг. Ещё до окончания вуза парень начал работать по специальности. Родители (мать — врач, а отец — инженер, в прошлом выпускник Красноярского политехнического института) не возражали.

— Одно время вместе с Дмитрием ПЛОТНИКОВЫМ (также выпускник СФУ) я отвечал за пиар в ГорДК, — вспоминает предприниматель. — А познакомились мы с Димой ещё в университете. Потом я был маркетологом в центре лазерной медицины «Триалмед», после вуза стал директором по маркетингу компании «Играйте с нами». Затем открыл собственное рекламное агентство. Но случился экономический кризис 2008 года, и после того как несколько крупных клиентов нам задолжали, агентство пришлось закрыть. Потом меня позвали в команду «СТС-Прима», вместе мы придумали новую концепцию 12-го канала.

Первый наш с Димой Плотниковым красноярский стартап — это сайт ЧоКаво.ру — календарь городских событий, который наполняли сами пользователи. Там было всё: образовательные проекты и детские события; анонсы кинофильмов, концертов и т.д. Доходило порой до 100 событий из разных сфер жизни в день! До сих пор даже в масштабе России нет толкового аналога этой штуки. Тогда технологии ещё не позволяли, но у нас уже витала идея, что в какой-то момент организаторы событий смогут вести на этом сайте регистрацию пользователей и продавать им билеты через сайт.

Рейс в Сан-Франциско

Ещё в университете он усвоил: важно найти свою нишу и не бояться рисковать. После отъезда друга Дмитрия Плотникова в Москву у Ивана созрела мысль — сделать компанию с глобальным прицелом.

— Как раз один мой товарищ стал сооснователем рекламного агентства в Канаде, мы вместе работали с канадцами. Получилась неплохая международная практика, и мне удалось улучшить свой английский. Слушал аудиокниги на иностранном, подкасты делал и т.д. Затем меня пригласил Юрий БУРОВ в команду компании «Cubic Robotics». Мы делали умную колонку с распознаванием речи и голосовым помощником.

Проект с красноярскими корнями Cubic — персональный искусственный интеллект. С помощью голоса Cubic сообщает о погоде, напоминает о важной встрече, по просьбе пользователя может включить или выключить свет. В конце 2014 г. Cubic вышел на краудфандинговую площадку Indie GoGo, где люди покупают товар, который ещё не произведён, делая и оплачивая предзаказы. Целью было получить $100 тыс. — и через два месяца Cubic собрал $110 тыс.

— Условно: можно было сказать «Hello! Включи мне рок-группу Marilyn Manson» или «Вызови такси», и всё исполнялось, — продолжает Иван. — Буров основал эту историю вместе с бизнесменом Константином СЕНЧЕНКО, а я стал у них директором по маркетингу. Вначале мы планировали выйти на российский рынок, но экономическая ситуация в стране не позволила. И осенью 2014 года, купив билет на самолёт, мы попросили виртуального ассистента вызвать такси до аэропорта. Решение было твёрдым: лететь в Америку и делать там kickstarter.

Kickstarter — сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме краудфандинга (то есть добровольных пожертвований). Kickstarter финансирует разнообразные проекты. Желающий получить финансирование должен зарегистрироваться и разместить описание проекта, указав срок и минимальное количество средств, которое необходимо собрать. Если проект не собрал нужное количество средств к определённому сроку, то деньги возвращаются спонсорам.

Ставка на интеллект

В октябре 2014 года красноярцы Иван Крюков, Юрий Буров и Илья Лабунский переехали в Кремниевую долину, где расположены офисы Google, Apple и других гигантов IT-индустрии. Сняли жильё в Сан-Франциско и стали готовиться к запуску компании по продвижению персонального электронного помощника. Но появился нереальный конкурент: крупнейшая американская компания «Аmazon» выпустила аналогичный умный продукт.

— Конечно, мы испытали шок, — рассказывает Иван. — Тем не менее нам удалось собрать 180 тысяч долларов. Помогли отличные отзывы в американской прессе о нашем проекте Cubic.

Юрий Буров давно болел темой робототехники, искусственного интеллекта, именно он придумал идею умной колонки, а разработкой занимался в том числе Дмитрий Плотников — сейчас он product-директор в нашем московском офисе. Таким образом, у нас сформировалась сильная команда разработчиков из красноярцев. В 2016 году, когда часть компании «Cubic Robotics» продали Яндексу, мы решили, что надо двигаться дальше и сделать свою оригинальную историю виртуального помощника; надо было добиться, чтобы голос решал проблему, ранее никак не решаемую. Мы познакомились с исследованием, где говорилось, что треть всех голосовых запросов идёт от детей. И нас осенило! Действительно, в 5-6 лет дети ещё не все умеют читать и писать, и голосовой интерфейс для них — единственная возможность попросить что-то у компьютера. Мы стали дальше с этим разбираться и поняли, что если делать детский продукт, то он однозначно должен быть образовательным. Так мы пришли к идее обучения разговорному английскому языку с помощью интеллектуального ассистента.

Английский с Бадди

— Цифровое приложение «MyBuddy.ai» — абсолютно уникальная штука, — уверен Иван Крюков. — Наша компания на сегодняшний день единственная в мире занимается разговорным английским с помощью искусственного интеллекта и без участия человека. Архитектура проекта позволяет нам чувствовать себя в безопасности, потому как просто скопировать наш продукт не получится.

Сейчас интеллектуальный репетитор Бадди используют в странах СНГ, в США, Китае и Корее. Языки, которые мы поддерживаем — это русский, китайский и корейский. Бадди уже завоевал репутацию игрушки-друга. Учиться дети не всегда хотят, но все любят поиграть с говорящим роботом. В месяц примерно 50 тысяч человек занимаются английским с Бадди, интересно, что примерно четверть — взрослые пользователи.

— Какие цели ставите теперь?

— Хотим монополизировать рынок, стать абсолютным мировым лидером в обучении детей разговорному английскому языку. На днях посчитали: за прошедший год дети разговаривали с Бадди миллион минут на английском, то есть 17 тысяч часов практики! Получается, что мы сэкономили родителям наших маленьких пользователей примерно 25 млн рублей, с учётом цен на услуги реальных репетиторов английского. Для детей это хорошая эффективная практика разговорного английского. Понятно, что у человека-репетитора масса преимуществ. В частности, хороший преподаватель мотивирует ученика и т.д. Насколько это возможно, мы пытаемся делать то же самое, создавая характер своего персонажа Бадди. Сейчас мы привлекаем дополнительное финансирование на расширение бизнеса, хотим в следующем году выйти на серьёзные показатели, когда прогнозируемая годовая выручка достигнет миллиона долларов.

Секреты успеха

— Иван, вашей команде на стартап понадобилось два года. Выходит, завоевать рынок не так уж и сложно?

— Не сложно, если делать то, что нужно людям, и твой продукт — вне конкуренции, в этом суть. И ещё один важный момент: дойти до цели нам помогли специалисты, с которыми можно было посоветоваться, партнёры и наставники. Это главный капитал, который приобретаешь в течение жизни. Мне никогда не было так комфортно работать, как с Дмитрием Плотниковым — он лучший директор по продукту! А что бы мы делали без советов опытного предпринимателя Константина Сенченко? Очень помог нам советами и основатель группы компаний ABBYY Давид ЯН. В России, кстати, совсем нет культуры нетворкинга. Никто не учит, как строить свою сеть знакомств.

— В Америке это развито?

— О, да! В Кремниевой долине каждый день происходит миллиард событий, на которые всегда открыт доступ. Это может быть какая-то короткая лекция, встреча разработчиков по конкретному проекту. Собираются разные люди, но задача в том, чтобы познакомиться и пообщаться. На такие встречи приходят хэдхантеры, работники корпораций, стартаперы. Разумеется — пицца, пиво, непринуждённая обстановка, в которой даже самые закоренелые интроверты раскрепощаются. Уходя с таких мероприятий, люди обмениваются визитками, списываются впоследствии в соцсетях. Важно составить себе план посещений. Допустим, я хожу на такие события дважды в неделю. После конференции или в перерыве могу подойти к заинтересовавшему меня лектору, пригласить его на кофе — это нормально!

Человечество вообще достигло прогресса благодаря кооперации, социальным связям. В Маунтин-Вью очень открытые люди.

Начистоту

— Иван, как вы думаете, что нужно делать властям региона и вузу, чтобы удачных стартапов было больше?

— Иностранные IT-компании, которые продают в стране контент или электронные услуги, обязаны выплачивать НДС — 20% от продаж, и это делает работу на российском рынке не очень интересной. Другой важный момент: стартапы не могут жить без инвестиций. Необходимо венчурное финансирование, а венчурный рынок в России очень слабый, потому что люди не вкладываются в перспективу. Должен быть и здоровый предпринимательский климат — работающие суды, гарантия частной собственности и т.д.

Что касается вуза, в частности СФУ, то он даёт фундаментальные знания, которые круто прокачивают мозг. Но университету нужно чаще организовывать встречи с предпринимателями, чтобы они делились опытом, читали лекции, рассказывали, как работают стартапы и венчурный рынок. Тогда студенты будут заражаться этими идеями.

Вера КИРИЧЕНКО

ПРО ИВАНА

М.А. ЛАПТЕВА, доцент кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях:

— Помню Ивана Крюкова студентом. Юный, по сравнению с другими, возраст дал ему и некоторые преимущества, которые он грамотно использовал: не боясь выглядеть глупо (что порой свойственно первокурсникам), он забрасывал преподавателей вопросами. Среди них были и дискуссионные, что доставляло Ивану особенное удовольствие: сейчас он станет свидетелем рождения истины!

И как только эта радость случалась, он начинал оттачивать все детали жившего в его сознании образа. С какой-то фанатичной скрупулёзностью. Такой своеобразный процесс самоопределения и наряду с этим интуитивное осознание того, что выбранное тобой дело, по сути, станет твоей судьбой и смыслом жизни.

Я очень рада, что Ивану это удалось. И не могу представить его остановившимся на пути «обрастания смыслами». Но главная его ценность — способность образ переводить в статус идеи, а её — в дело. И получать результат.

Похожие материалы