Пожизненное обучение

Красноярский экономический форум проходил в формате Российского саммита конкурентоспособности. А конкурентоспособность — это не только экономика и предпринимательство, а ещё и способность человека в быстроменяющемся мире непрерывно овладевать новыми навыками и знаниями, формировать личную систему образования. Поэтому одним из треков программы форума стал «человеческий капитал». Говорили, например, о том, как развернуть обратно интеллектуальную миграцию из России; на темы «образование и бизнес», «навыки будущего», о непрерывном образовании и т.д. Как пошутил один из участников форума, «непрерывное образование — это про то, как учиться всю жизнь и при этом успевать везде, где только можно…».

Модератор площадки «Lifelong learning» эксперт фонда Сколково, председатель комитета «ОПОРЫ России» по предпринимательскому образованию, профессор МГТУ им. Баумана, доктор технических наук Елена ЛЯПУНЦОВА, открывая заседание, подчеркнула актуальность тренда «LLL» (образование длиной в жизнь). Непрерывное образование становится основополагающим принципом образовательной деятельности. А готовы ли к этому вузы?

Вызовы и тенденции

Какие вызовы предъявляет университету потребность в Lifelong learning? Ведущий эксперт Института образования Высшей школы экономики Иван КАРЛОВ познакомил участников обсуждения с результатами масштабного исследования, проведённого в 2018 году в странах Большой двадцатки. Уже к 2022 году должно произойти существенное изменение доли замещаемых профессий — она уменьшится на 10 процентов и перейдёт в сегмент новых в связи с «нашествием цифры». Например, в «замещаемые» попадают водители автомобилей — в ближайшем будущем их вытеснят интеллектуальные системы. По результатам указанного исследования в ближайшие три года 54 процента работников будут нуждаться в серьёзном дополнительном обучении, а 30 процентов — в глубоком переобучении.

Технологии стремительно меняются, поэтому на рынке труда появляются различные форматы, предлагающие краткосрочное переобучение, а это бросает серьёзный вызов классическим университетам. Эксперт сообщил, что сейчас многие ведущие цифровые компании, такие как Google и Apple, уже не требуют от принимаемых на работу диплома о высшем образовании. Исследователи выявили тенденцию: успешные студенты, недоучившись, бросают университет, когда удачно трудоустраиваются. Что делать? Может быть, достаточно школьникам пройти пару курсов и получить необходимую квалификацию?

— Не всё так просто, и мы уже наблюдаем обратный процесс, — говорит Иван Карлов. — Как работодатели, так и сами специалисты, которые пришли, например, в IT-отрасль без профильного образования, через какое-то время начинают ощущать серьёзную нехватку базового фундаментального образования. Они быстро заходят на рынок и начинают работать на низших квалификационных позициях, но потом, когда надо развиваться и расти, возникает дефицит знаний, прежде всего в дискретной, непрерывной математике. Правда, ведущие университеты предлагают массовые онлайн-курсы по этому направлению, но лишь немногие слушатели успешно их заканчивают.

КЭФ-19

КЭФ-19

Карлов считает, что университеты, с одной стороны, должны выстроить новые стратегии качественной фундаментальной подготовки, востребованной рынком, а с другой — сформировать у студентов межпредметные универсальные навыки, главный из которых — умение самостоятельно учиться, дообучаться и переобучаться.

Спикер познакомил аудиторию с опытом Высшей школы экономики:

— Главный вызов перед университетом — это способность быстро меняться, делать определённые вещи, не жертвуя при этом фундаментальностью. В дополнение к фундаменту, не нарушая существующие стандарты, можно делать некоторые модули и ежегодно их обновлять и менять. Каждый вуз должен поставить «галочку» в стратегию своего развития: обеспечить бесшовный переход студентов в рабочую или научную деятельность.

Участники встречи сошлись во мнении, что задача университетской среды, профессуры — тоже быть в тренде, повышать квалификацию, интегрироваться в профессиональное сообщество (например, существует в России «Лига преподавателей высшей школы»). А модератор сообщила, что «наверху» обсуждается вопрос о необходимости создания Института развития высшей школы.

ЦИТАТА KEF’2019:

«В современном мире уметь учиться — это конкурентное преимущество. Но дополнительно к нему прибавьте способность правильно распорядиться своим временным и денежным бюджетом на образование» (Илья БРЕЙМАН, сооснователь и генеральный директор технологической платформы по поиску программ обучения и преподавателей).

Неформальное образование

Помимо субъективного желания соответствовать времени, получить новые знания и стать конкурентоспособным нужны внешние условия. Человек должен понимать, зачем он повышает квалификацию, какие бонусы это даст, каким образом его новая квалификация будет признаваться; ему нужны и нормальные навигаторы, которые бы помогали отличить качественный курс от фейковых, нужна система экспертизы. И некоторые из этих инструментов, как сказала Алла ФАКТОРОВИЧ, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций, уже работают.

В стране реализуется масштабный проект модернизации национальной системы квалификаций. Опросы показали, что у работодателей растёт недоверие к дипломам и о высшем, и о среднем профессиональном образовании. Значит, помимо диплома нужны другие сигналы, которые позволяют видеть в человеке профессионала. К примеру, неформальное образование может быть признано через независимую оценку квалификации, благодаря тому что с 1 января 2017 года в стране действует соответствующий закон.

— Создан инструмент, который позволяет учитывать, фиксировать и подтверждать результаты неформального образования, то есть те результаты, которые человек получает от своего жизненного, профессионального опыта, — подчеркнула эксперт. — Также есть попытки создать экспертные платформы, где можно будет получить информацию о качественных программах обучения, которым можно доверять. Но самый сложный вопрос, на который пока нет ответа: как сформировать ценность непрерывного образования в сознании людей?

Истории успеха

Площадка, где модератором был профессор сколковского Института науки и технологий Артём ОГАНОВ, получилась, пожалуй, одной из самых наглядных и показательных. Спикеры сообщали красноречивые примеры из собственной практики, доказывающие, что теперь невозможно тратить всю свою жизнь на освоение одного навыка.

— Конкурентоспособность включает в себя обучение разным вещам в течение жизни, а может быть, даже смену траекторий. Когда-то я был аспирантом в Лондонском университете и ходил на курсы физики твёрдого тела к одному известному профессору, — рассказывал сам Артём Оганов. — Моей соседкой по парте была англичанка в возрасте 82 лет, и она пришла на первый курс университета. Когда я у неё спросил, чем она занималась раньше, её ответ меня потряс: всю жизнь она преподавала французский язык, но под старость решила изучить физику. Человек не сдаётся, он движется, как танк, ему интересно жить. Когда я сам преподавал в Великобритании, моими лучшими студентами были вовсе не 18-летние, а пенсионеры, семейная пара, каждому по 72 года. Они учились лучше, чем молодые. Приведу и другой пример. Недавно я познакомился с человеком, на песнях которого вырос, — это Георгий ВАСИЛЬЕВ (помните, дуэт бардов — ИВАЩЕНКО и ВАСИЛЬЕВ — «ИВАСИ»?). Недавно я узнал, что этот человек не только бард, композитор, поэт, но ещё и очень успешный экономист, работавший в московской мэрии, создавший московскую фьючерсную биржу, один из создателей сотовой сети «Билайн». Сейчас он превращает в бизнес популяризацию науки, создал анимационный бренд. На сериале «Фиксики» растут мои дети. Это один человек, проживший пять успешных жизней. Вот что значит учиться непрерывно! И сам я ориентируюсь именно на таких людей.

С участниками форума поделился собственным опытом и гость из США Анатолий ТЁМКИН, профессор Бостонского университета, автор лучших онлайн-курсов по информационным технологиям и криптографии. Анатолий рассказал, что у него был студент, который пришёл учиться в университет в 82 году, чтобы избежать болезни Альцгеймера.

— В Америке образование идёт непрерывно, — заверил спикер. — На работу вас могут принять и в 60, и в 70 лет. В нашем университете все учебные курсы для людей от 58-ми лет и старше — бесплатные! А если вы моложе и хотите учиться — вам придётся платить более 60 тысяч долларов в год. Когда 40 лет назад я приехал в Америку, то был чистым математиком — за плечами лучшее образование — механико-математический факультет МГУ. Но в определённый момент пришлось научиться новым вещам. И это оказалось несложно. Теперь с уверенностью могу сказать: если вы умеете учиться, то сможете покорить мир.

Во многих странах считается нормальным обучаться в университетах и в 70, и даже в 80 лет, но для России это, скорее, исключение. На форуме не раз звучала мысль о необходимости привлечения в университеты людей третьего возраста, ведь, как выразилась профессор Елена Ляпунцова, «чтобы мозг работал, его нужно нагружать, и задача государства провести просветительскую работу с целевой аудиторией».

Однако остаётся вопрос: а какая мотивация может быть у россиянина, пожелавшего учиться в вузе, скажем, в 55 или более лет? Учёба для него платная, на общих основаниях. К тому же для работодателя большее значение имеет не диплом, а возраст, указанный в паспорте. Но когда-нибудь мы увидим людей 60-70-летнего возраста в аудиториях нашего СФУ?..

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы