секрет хорошего тоста

Слово «тост» — английское. А традицию говорить тосты за столом мы считаем гру-зинской, хотя это вряд ли соответствует действительности. Обычай произносить тёплые, дружеские и торжественные слова за праздничным столом распространён практически у всех народов. Почему-то так случилось, что в нашем тогда ещё советском сознании эта привычка прочно связалась с гостеприимной Грузией, страной с несомненно высокой культурой застолья.

Рассказывают, что грузинский тост родился из большого уважения к вину:
держа бокал с этим напитком, произносящий тост как будто заговаривает вино, передаёт ему положительное начало, которое потом вернётся к человеку. Исследователи структуры воды подтвердят, что она меняется под воздействием слов. Но тонкости «заговаривания вина» не всем известны. Для массового сознания основным источником знаний и примером для подражания стал фильм Л. Гайдая «Кавказская пленница». Люди полюбили поднимать бокалы с добрыми пожеланиями, сложились традиции, важнейшая из которых — произнести тост. Возник спрос на хорошие тосты, на спрос появилось предложение – многочисленные сборники, обычно легкомысленного толка.

Попробуем разобраться, из чего складывается тост. Под тостом понимают речь, состоящую из 2-х элементов: некоторой «вводной части» и заключительной. Если с последней всё предельно ясно — она всегда содержит призыв-восклицание Так выпьем за…, то с первой возникают сложности. Где раздобыть нужную мысль, как облечь её в подходящие для случая слова? Вот вопросы, мучающие «тостующего» (так назвал человека, произносящего тост, герой фильма «Осенний марафон»). Ведь в этой части вы должны высказать своё суждение о чём-то важном, волнующем вас и имеющем непосредственное отношение к поводу, собравшему всех за столом.

Заглянув в упомянутые сборники, увидим, что они предлагают три сорта тостов: тост-анекдот (шутку, парадокс, головоломку и пр.), тост-притчу или легенду (или псевдопритчу и псевдолегенду) и стихотворные тосты, о свойстве которых мне трудно говорить. Получается не очень широкий выбор, однако всегда важнее качество текста, а не его количество. О качестве текста трудно судить по простой причине — это жанр устной речи и ведущую роль играет, как вы его произнесёте. Тост, как песня — у разных исполнителей звучит по-разному: у талантливого — хорошо, у неталантливого — нет. Но это в случае, если тост заранее выучен или произносится вами не первый раз. Конечно, ничего страшного, если вы воспользуетесь подсказкой. Но — повторюсь — не всегда текст делает тост красивым, но всегда — исполнение.

Тому, кто поднимает тост, нужно понимать, что это маленькая роль. Значит, вы должны её исполнить в полную силу своих возможностей, не стесняясь.

Ещё один секрет заключается в том, что тост — это застольное пожелание, здравница. А какое же удачное пожелание без искренности? Поэтому критерием хорошего тоста будет ваша искренность, которую вы вложите в свои слова. Они при этом могут быть торжественными, приподнятыми, в полной гармонии с поводом и настроением. И совсем не нужно витиеватости, излишней красивости, стилизации под грузинский слог. Всё и так получится!

>> Родство двух тостов (1. речь и 2. поджаренный хлеб) этимологически доказано. В Англии перед человеком, который должен был выступить с речью, ставили стакан и поджаренный ломоть хлеба. Берегли выступающего, заботились, чтобы ему хватило сил до конца речи.

>> Спорный вопрос о том, можно ли говорить «поднять тост», «выпить тост», решается в пользу таких словоупотреблений. Они носят неофициальный характер, хотя в последнем издании толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даже нет пометы «разговорное».

Алевтина СПЕРАНСКАЯ
Руководствуясь советами А. Сперанской, редакция тут же составила пару тостов.

1. Говорил мне сын моего отца, глядя на себя в зеркало: «Эх, не слушал ты папу и маму и плохо учился в школе... Теперь тебя на пушечный выстрел не подпустят к Сибирскому федеральному университету». Так выпьем же за ту пушку, которая сохраняет чистоту и высокую интеллектуальность наших рядов!

2. Когда б не все наши печали,
Мы за себя бы тост подняли.
А как забот у нас букет,
Мы пьем за университет!