Максим ЛЮБЧЕНКО: «Вначале меня научили правильно шить дела…»

Странная штука жизнь: в детстве мечтаешь стать врачом, и тебе снится белый халат и скальпель хирурга, а в итоге — на горизонте маячит Фемида с повязкой на глазах. Доцент кафедры гражданского процесса кандидат юридических наук Максим Янович ЛЮБЧЕНКО в школьные годы действительно мечтал о профессии врача. Но всё сложилось иначе. На днях стало известно, что «потенциальный кардиолог» победил в конкурсе-премии СФУ «Студенческий выбор-2019». Каков он, преподаватель студенческой мечты?

— В аттестате по химии у меня была пятёрка, вида крови я не боялся и профессию хирурга-кардиолога до сих пор считаю одной из самых классных, хоть и дилетант в медицине, — признаётся Максим Янович. — В юристы решил пойти вовсе не из-за боязни не поступить в медицинский, а потому, что интерес к гуманитарным наукам пересилил. Особенно мне хотелось разобраться и понять, как работают и взаимосвязаны между собой институты государства и права. Теперь уверен, что выбрал очень интересное направление.

— Легко ли было поступить на один из самых рейтинговых факультетов и учиться потом?

— Тогда ещё не ввели ЕГЭ, и я проходил федеральное тестирование, которое очень котировалось. Результат показал хороший, поэтому меня зачислили на специалитет юридического факультета КГУ без вступительных экзаменов. Несмотря на то что на первом курсе нам преподавали общие предметы и спецкурсы, в том числе высшую математику и ОБЖ, учиться было очень интересно и легко.

Начиная с третьего курса я стал заниматься международным правом и до сих пор благодарен научному руководителю своей дипломной работы — кандидату юридических наук, доценту кафедры международного права Валентине Владимировне ТЕРЕШКОВОЙ. Она и сейчас преподаёт в нашем институте, и нынешние студенты без ума от её лекций и семинаров.

— Из студенческой жизни что особенно запомнилось?

— Ночь юриста. Проводили её на Взлётке, в ночном клубе «Пилот». Здесь мы увидели своих преподавателей совершенно с другой стороны. Они оказались талантливыми, творческими: и пели, и танцевали, и сценки ставили. Например, мы узнали, что заместитель директора ЮИ по воспитательной работе, кандидат юридических наук Григорий Николаевич ЕМЦОВ (вёл у нас предмет «История отечественного государства и права») сочиняет замечательные стихи, песни пишет. Некоторым первокурсникам удалось той ночью, участвуя в какой-либо игре, викторине, получить промежуточный зачёт или коллоквиум автоматом.

Вспоминаю работу в университетской Юридической клинике. Я занимался консультированием заключённых по их письмам и даже ездил в красноярские колонии и помогал осуждённым своими советами. Работал в общественной приёмной клиники и брался за любые судебные споры, участвовал во многих процессах, очень хотелось помочь людям. Клиника и сейчас успешно функционирует, а ребята выигрывают дела и занимаются представительством в судах.

Полезной для меня была и производственная практика в суде Железнодорожного района. Когда я туда пришёл, мне перво-наперво показали, как сшивать дела (и к концу практики я это делал мастерски). Но «шить дела» — это не круто, а вот посмотреть, как ведётся процесс — самое интересное! Я помогал секретарю судебных заседаний печатать протоколы и ходил на все процессы не только к судье, за которой меня закрепили (она виртуозно рассматривала гражданские споры), но и ко всем «уголовникам». Услышать всех участников процесса, понять, как каждая из сторон выстраивает свою позицию и как на это реагирует суд — вот что захватывает!

— Максим Янович, вы окончили университет с красным дипломом, уже тогда планировали заниматься наукой, преподавать?

— Что вы, даже мысли об этом не было. После окончания вуза в 2009 году я устроился на работу в отдел анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Красноярского края. Специалисты этого отдела занимались анализом проблемных вопросов, возникавших в суде, и систематизацией судебной практики. Проработав там три года, я понял, что хочу учиться дальше, развиваться, и для этого мне нужно поступить в аспирантуру к очень уважаемому и авторитетному учёному в своей области (моим научным руководителем была доктор юридических наук, профессор Татьяна САХНОВА). Пришлось оставить работу в суде, потому что сложно было бы писать кандидатскую, когда у тебя рабочий день начинается в 8 часов утра и длится иногда до бесконечности. Выбрав аспирантуру, я стал преподавать на кафедре гражданского процесса и год назад защитил кандидатскую диссертацию.

Если честно, общение со студентами приносит мне не меньше удовольствия, чем наука. Бывают случаи, когда на лекции или семинаре ребята подкидывают какую-то неординарную идею или делятся своим взглядом на проблему, которая в данный момент обсуждается. А мы зачастую анализируем очень сложные и серьёзные юридические проблемы, и тут возраст, наличие диплома или учёного звания — не показатель.

— То есть вы не боитесь признаться, что вот сейчас какие-то вещи будете впервые вместе со студентами разбирать, исследовать?

— Более того, я не боюсь признаться в том, что моя точка зрения была неправильной. Я вообще считаю, в юриспруденции нет неправильной и правильной точек зрения, а есть позиция, которая «хорошо обоснована» либо «лучше обоснована». И если мне приведут более убедительные аргументы, возражать против которых сложнее, я совершенно спокойно скажу: решение, которое вы предлагаете — лучше. И всегда поставлю студенту пятёрку за то, что он мне рассказал такое, до чего я ещё не додумался. Надо верить в молодой талант, и мне кажется, это здорово, когда ребята с энтузиазмом берутся за какие-то вопросы, читают дополнительную литературу, а потом делятся своими находками.

— Как думаете, нынешние студенты чем-то принципиально отличаются от тех, что были 10 лет назад?

— Студент он и в Африке студент. Как и мы в своё время, ребята не прочь иногда расслабиться — это нормально. Недавно я присутствовал на конкурсах «Прошу слова» и «Мисс ЮИ» и до сих пор в восторге. Студенты очень активны, талантливы, они растут в информационной среде и прекрасно в ней ориентируются, что выгодно отличает сегодняшнее поколение. Убеждаю их включаться в игровые судебные процессы (проходят в разных университетах), участвовать в конференциях, всевозможных конкурсах.

Другой совет: любому юристу надо быть активным в профессиональной медиасфере. Например, полезно вести блог на юридическую тему. Сейчас это легко — есть масса платформ, ресурсов. Юристу приходится писать много документов, и если это делать постоянно, навык юридического письма тренируется и развивается. Личный блог — это ещё и твоя репутация в профессиональном сообществе. Один из порталов, где можно попрактиковаться, — это zakon.ru. Он существует в формате блога, и там все юристы общаются. Причём, будучи студентом из Красноярска, ты можешь написать какую-то заметку и быстро получить обратную связь от профессоров московских вузов и судей (бывших или действующих). Если ты написал чушь — тебе тут же об этом скажут. А если выдал добротный материал — тебя оценят, и можно развивать эти мысли дальше, а в итоге интересная статья родится.

— Вы завели свой блог?

— Начал недавно, парочку заметок уже написал. Реакция была. Комментировали, указали, что я не прав. Но это уже вопрос доказывания точек зрения. Я ответил: извините, но, может быть, неправы вы?

— У вас много наград. Есть даже персональная стипендия Правительства РФ…

— Да, мне её присуждали дважды — сначала как студенту, а потом как аспиранту. Комиссия брала во внимание участие в конференциях, призовые места и публикации в рейтинговых журналах. Как аспирант я получал также персональную стипендию имени В.А. ТУМАНОВА. Её присуждают пяти студентам и пяти аспирантам в целом по России. Здесь больше учитываются научные достижения.

— Количество ваших публикаций в рейтинговых журналах впечатляет…

— Дело в том, что я защищал кандидатскую диссертацию в Москве, в Институте законодательства сравнительного правоведения при Правительстве РФ, а там диссертационный совет предъявляет строгие требования к соискателям. Одно из них — наличие приличного количества публикаций, и я пытался находить время и писать статьи по своей тематике. А недавно у меня вышла первая монография «Взаимодействие Европейского суда по правам человека и национальных судебных юрисдикций».

— Чем увлекаетесь вне работы?

— Я в этом смысле человек не творческий — ни петь, ни танцевать, ни сочинять стихи. Полностью погружён в преподавание и науку. Объект моего интереса — гражданский и арбитражный процессы. А чтобы расслабиться, смотрю фильмы — иногда исторические, иногда в жанре фэнтези, ну и, само собой, детективы.

— Не жалеете, что не стали врачом?

— Наверное, всё к лучшему. Был бы я хорошим хирургом? Возможно. Всё, за что с увлечением берусь, пока получалось неплохо. Но сейчас мне нравится то, чем я занимаюсь. Задача преподавателя не только теоретические знания дать (студенты многое могут сами найти в Интернете и в учебниках), а включить их в игру, чтобы они поверили и поняли, что могут конкурировать с профессионалами в своей сфере. И если у меня получается тех, что на последней парте, растормошить, то считаю — выполнил свою миссию.

Вера КИРИЧЕНКО
Конкурс-премия «Студенческий выбор» проводится в СФУ с 2014 года и состоит из четырёх этапов.

Первый этап «Анкетирование» проводится среди студентов по институтам. Это электронное голосование, где каждый студент называет лучшего, по его мнению, преподавателя. Так определяется состав тех, кто продолжит участие в конкурсе на добровольной основе.

Следующий этап «Рейтинг» проводится заочно. Преподаватели-кандидаты направляют в оргкомитет конкурса портфолио. Оргкомитет на основе указанных участниками достижений выставляет промежуточные результаты.

Третий этап «Студенческое слово». Студенты направляют в оргкомитет видеоролик в поддержку кандидатов-преподавателей. Качество видео тоже добавляет участникам баллы.

Четвёртый этап «Мастер-класс» проводится при непосредственном участии конкурсантов. Каждый преподаватель-кандидат проводит открытый обучающий профессионально ориентированный семинар для всех желающих. На данном этапе присутствует экспертная комиссия и оценивает выступление. Затем баллы суммируются.

В 2019 году:
>> 2381 студент принял участие в голосовании;
>> 616 преподавателей-кандидатов было предложено для участия в конкурсе;
>> 12 преподавателей-кандидатов вошли в шорт-лист.

Руководитель студенческой комиссии по качеству образования СФУ Юлия ГУНЧАК:

— Конкурс «Студенческий выбор» лично для меня — это новые возможности! Возможность выстроить «партнёрские» отношения между преподавателями и студентами, сократить дистанцию и наладить коммуникации (об этом мечтают многие студенты). Возможность развить надпрофессиональные компетенции — студенту без этого никуда сегодня. Возможность своими силами повышать качество образования в университете.

Для преподавателя это возможность выявить лучшие преподавательские практики вуза. Возможность стать своеобразным стандартом качества, мастерства и преподавательского профессионализма.

Похожие материалы